Мандат мечты моей

Применена фото с официального веб-сайта театра на Литейном

13 и 14 марта Театр на Литейном перед закрытием театров на карантин успел представить премьеру спектакля «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана. Это одна из 2-ух пьес, написанных драматургом перед арестом и ссылкой, вошедшая в историю мирового театра.

 

Действие пьесы происходит в 20-е годы XX века. В семье Гулячкиных, невзирая на изменившееся время, как и раньше живут так, как как будто никакой революции не вышло. В окружении обычного мещанского быта члены семьи Гулячкиных отчаянно пробуют приспособится к новеньким реалиям, используя старенькые, испытанные способы. Решая вопросец, как «приглянуться» новейшей власти и получить положение в обществе, герои пьесы готовы на все. Надежда Петровна собирается выдать дочь Варвару замуж за видного партийного функционера. Неудача лишь в том, что для этого необходимо получить священный мандат, который может стать пропуском в новейшую жизнь и даст, в конце концов, положение в обществе.

 

В первой же сцене Павел Сергеевич Гулячкин (Евгений Тележкин) вешает картину, на одной стороне которой изображен Карл Маркс, а на иной — пейзаж. Карлом Марксом, правда, все не ограничивается, в процессе постановки на картине возникает Ленин и даже Николай II. Картины комфортно переворачиваются с одной стороны на другую, таковым образом, удовлетворяя людей с разными политическими взорами… Когда же речь входит о старорежимной Рф, вдали раздается пронзительное карканье ворон…

 

Лица актеров бледны, напряжены, одежка незаметная, в бело-коричневой цветовой политре. Действие спектакля происходит в комнате, заклеенной желтоватыми, мещанскими, обоями, сцена заставлена разнокалиберными стульями. Правда у сцены, как и у картины, существует оборотная сторона. В конце спектакля обои стают прозрачными и под веселенькую музыку за сценой проступают фото репрессированных в профиль и фас, в том числе и самого Эрдмана.

 

Самая таинственная роль в спектакле у кухарки Насти. Слегка заторможённая с кровавым лицом, она держит в руках гигантскую рыбу. Любой из членов семьи Гулячкиных считает свои долгом безжалостно лупить Настю с поводом и без. Настя относится к этому как к подабающему, и даже оказываясь в роли спасенной принцессы Анастасии, с тупой ухмылкой не выпускает рыбу из собственных рук.

 

Одна из особенностей пьесы Эрдмана состоит в том, что сюжет привязан ко времени. Получившая в 20-е годы гигантскую популярность, пьеса без контекста вполне теряет злободневность, а связи с современными реалиями её остаётся совершенно незначительно. Но, меж тем, растерянное желание подстроится под меняющиеся политические условия и сейчас остается очень животрепещущим. Напряженный ужас героев, желание угодить новейшей власти, устроится вопреки происшествиям по как и раньше вызывает ухмылку. В то же время, никого из персонажей пьесы совсем не жаль, невзирая на то, что режиссер открыто указывает зрителям, что взоры и поведение героев до добра не доведут.

 

Пьеса не связана с реальностью, но претендует на некую историчность, и в целом в некий степени разоблачает двуличие современного общества. Как это ни удивительно, все приемы Эрдмана как и раньше работают, а происходящее на сцене принуждает зрительный зал смеяться.

 

 

 

Галина Супрунович специально для Musecube

Источник: musecube.org

Добавить комментарий