С развитием жанра мюзикла в России развиваются и сопутствующие этому явлению способы найти своего зрителя.
Очень здорово, что свои силы на этом поприще пробуют молодые команды, имеющие за плечами небольшой, но результативный опыт в других проектах, — набивая свои собственные шишки они, тем не менее, закрывают другие потребности своей лояльной аудитории.
Первые правильные и логичные ходы в инфополе мюзикла «Атлантида» от My Magical Musical начались почти за полгода до презентации проекта: ещё на моменте определённости с главными героями был продуман узнаваемый визуальный стиль проекта, появились первые посты в соцсетях, была сделана весьма атмосферная фотосессия, вызвавшая огромный отклик и изрядно подогревшая ожидание. С каждым новым объявленным солистом и каждым новым артом с отсылкой к характеру и образу персонажей напряжение все росло. В каждой категории билетов была раскрыта своя покупательская ценность (к самым дорогим «прилагались» саундчек в день концерта и уникальный постер с автографами, не подлежащий продаже наряду с прочим мерчем). Ожидаемо, что билеты на мероприятие были раскуплены задолго до даты концерта-презентации. «Грели» аудиторию при этом строго в соответствии с маркетинговым планом. Особо внимательные наверняка даже заметили радостный пост композитора Евгения Шкультина — за месяц до даты Х — о дописанном первом акте мюзикла. Если говорить о собственных ощущениях (трансляции которых я обычно как раз таки стараюсь избегать при написании статей), мне стало весьма любопытно, что же всех нас ждёт 25 сентября, учитывая общую занятость в начале сезона среди артистов и тот факт, что все заявленные участники служат в разных театрах (и не только в них).
Безусловно, «концерт-презентацию» можно трактовать по-разному: можно «в лоб» предположить только лишь концертное исполнение номеров из мюзикла, а можно «домыслить» исполнение занятыми в проекте солистами иных, репертуарных, вокальных номеров. Не суть. Однако совершенно невероятным образом за пару дней до презентации концерт превратился… в квартирник с новой опцией возможности по окончании действа подняться на сцену для фото и объятий с артистами. Хорошо, что артисты бывают честными: опустим имя героя, но сразу же после приветствия залу дали понять, что произошла еще одна смена «декораций», а потому теперь мероприятие стало открытой репетицией…
…Я не знаю настроений в партере и среди компаний юных зрителей (а в ожидании очереди (нет, оооочееееереееееедиииии) на вход беглый анализ показал, что мало кто приходил в гордом одиночестве), к тому же на любых событиях, будучи не просто зрителем, но журналистом я стараюсь не общаться с аудиторией в зале, предпочитая впитывать информацию и анализировать происходящее. Вот лично мне в этот момент стало весьма занимательно!
Собственно, первый акт вечера, отданный под презентацию проекта, был исполнением с листа номеров первого же акта мюзикла (и, вероятно, что-то из финала будущего спектакля). Кто-то из артистов мгновенно «набирал сцену», демонстрируя профессионализм, собранность, целостность образа, кто-то, пользуясь предупреждением о репетиции, играл на контрасте с коллегами и явно не вполне отображал отправную точку своего героя… Довольно сложный музыкальный материал поражал своим многообразием и продуманностью ряда персонажей, однако чувствовалось, что ещё сколько-то репетиций (без зрителей в зале да с билетами в памяти смартфонов) лишними не будут. Тем не менее вокально (и где-то — драматически) были раскрыты все заявленые персонажи: Аррондо (Евгений Шварц), Изрэмит (Дарья Январина), Арбуган (Владислав Юдин), Рионда (Анна Тесс), Маэстро (Владислав Кирюхин), Адмирал (Алексей Толстокоров), Маэрон (Михаил Сидоренко) и Королева (Вера Зудина). И да, все это в сопровождении живой музыки от отважных музыкантов Universe Band (Анна Петухова, Андрей Тихонов, Михаил Звонников, Анастасия Прокина, Александр Чеботарев). Все уже случившиеся к этому моменту события слегка мешали погружению в саму историю — все же от презентации в отсутствие декораций и проч. лучше не отвлекать намеренно. Немного сбивал с толку свет и расположение героев на сцене и вне ее, немного же, но помогали грим и черно-белые монохромные костюмы (художник по костюмам и автор образов Ира Фирсова)… Пожалуй, в таком формате и без знания первоисточника (а мюзикл Елены Ханпиры и Дмитрия Линдера создан по мотивам истории о Нуменоре Джона Толкина) было бы сложновато, хотя морфологически либретто и было очень приближено к языку сказаний о земле запада.
Учитывая сюжет первого акта, начало мюзикла можно назвать более чем злободневным и актуальным, хотя многие в зале наверняка бы предпочти более лёгкую историю — тем больше благодарности хочется выразить тем артистам, которые нашли в себе силы придать своим героям больше мудрости или ребячества, самоуверенности или погружение персонажей в отыгрывание иных психологических травм.
Вторая же часть вечера, ставшая квартирником, требовала от зрителей некоторой фантазии и лаконичности для формулировки вопросов, а от организаторов — продуманности в части модерации. К сожалению, здесь снова пошло что-то не так. Сумбур в чтении вопросов сразу четырьмя артистами ансамбля, возможно, и давал им самим возможность сбросить нарастающее от неопределённости напряжение, но никак не способствовал четким ответам по существу — хотя бы потому, что тайминг мероприятия в какой-то момент перевалил за три часа, а после целого рабочего дня меньше всего на свете артистам хотелось вникать в молодежные тренды и мемы или говорить о работе. Впрочем, иногда происходящее напоминало все же текущую открытую репетицию, так, присутствовавшие в зале стали свидетелями разбора характеров нескольких героев и их взаимоотношений. Не обошлось и без спойлеров, хотя все артисты и старались подчеркнуть командный дух и преданность Атлантиде, декларируя развитие персонажей во втором акте, были на сцене и те, кто ограничился только чтением синопсиса или знанием о том, что предполагается также и акт третий…
Закончился вечер обещанным фотосетом с артистами. Печально, что не случилось при полном зале традиционных поклонов, когда зрители могут оказать поддержку любимым артистами не только восторженными возгласами и несоблюдением социальной дистанции, но и традиционными же для театральных проектов аплодисментов и вручением цветов.
…Толкина с детства преследовал ночной кошмар, который позже он назвал «синдромом Атлантиды»: «Огромная волна вздымается к небу и неотвратимо надвигается, накрывая собой деревья и зелёные поля, стремясь поглотить его и все, что вокруг».
Одним из вопросов вечера был «как избавиться от осенней хандры», в ответ прозвучало: «Как стать человеком, которого сейчас волнует только осенняя хандра?» — хочется пожелать «Атлантиде» сделать таки ставку на командный дух и огонь в глазах артистов, избавиться от всех симптомов и синдромов (начиная с пресловутой осенней хандры), найти свою Эстель и всплыть в театральную Москву из мира хаоса — ведь в толкиновском универсуме нет ада. Зато в театральной столице есть отчаянные герои вечера и зарождающиеся атланты: Вера Зудина, Анна Тесс, Дарья Январина, Владислав Кирюхин, Владислав Юдин, Алексей Толстокоров, Михаил Сидоренко и Евгений Шварц.
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотография Любови Гайворонской