За его обучение в Ленинградской консерватории тайно платил сам Дмитрий Шостакович. В 15 лет он аккомпанировал немым фильмам, проявляя чудеса импровизации и отбивая себе все руки. Он писал романсы на стихи Пушкина. В 1942 году был сапером на фронте и выходил из-под окружения под Харьковом. Он сочинил за десять дней четырнадцать песен к фильму. Его называли «гениальным отшельником». Он написал музыку к более чем 120 фильмам, один из которых получил «Оскара» в номинации лучший зарубежный фильм, 35 спектаклям и выпустил более 20 дисков. А ещё он был блестящим пианистом, автором симфонической музыки и двух балетов. Единственным в стране композитором — трёхкратным обладателем кинопремий Ника и Маэстро. Написанная им мелодия из кинофильма «Белое солнце пустыни» первой прозвучала в космосе.
Да-да, всё это — гениальный композитор Исаак Шварц. К столетию со дня его рождения (13 мая 2023 года композитору бы исполнилось сто лет) проходит фестиваль, в рамках которого 3 ноября 2023 года в Кремлевском Дворце состоялся гала-концерт, посвященный этому памятному событию. И это повод поговорить о выдающемся композиторе, заслуживающем наше внимание.
Человека создаёт его окружение. Я бы поправила: презентует. Начать мне хотелось бы не с биографии Исаака Шварца, она широко известна, а с того, что этот удивительный человек был чрезвычайно гостеприимен, умел быть настоящим другом и вызывать восхищение своего окружения, которое состояло из талантливых неординарных личностей. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Почти все творческие союзы композитора перерастали в крепкую дружбу. Он не мог иначе. Для него творчество и человек, его воплощающий, составляли одно целое. Именно поэтому с такой теплотой отзываются друзья об ушедшем. «Музыкант, соорудивший из души моей костер…», — с большой любовью говорил о нём Булат Окуджава. А также отмечал: «С Исааком Шварцем я не только сотрудничаю, а просто он один из самых близких моих друзей, это замечательный человек. Даже если бы он не был композитором, всё равно я его любил бы с такой же неизбежностью. Это замечательный человек и замечательный композитор…»
Эмпатия и удивительное чутьё. Помимо прекрасных человеческих качеств, а также поистине божественного дара, Исаак Шварц обладал эмпатией, тактом и чуткостью, так необходимыми для общения с творческими людьми. Случай, который описывает Булат Окуджава, прекрасно демонстрирует, о чём идёт речь: «Я не скажу, что он лёгкий человек в работе, нет-нет-нет, отнюдь. Но, он человек, который понимает и уважает поэзию, в отличие от многих композиторов. Знаете, как-то ко мне пришёл композитор, которому поручили для какой-то картины написать на мои стихи песню. Молодой, очень талантливый композитор с холодными глазами. Он пришел, мы поздоровались, я провёл его в комнату, он сел за пианино, поставил ноты и начал петь. И я слышу, что половины слов нет. Я говорю: «Подождите, а где же вот эти слова?». А он ответил: «Это мне не нужно! Это мне не нужно…». Даже не посоветовавшись со мной. Как же так!? Вот Шварц себе такие вещи не позволяет, хотя он часто воюет со мной, с моими стихами.»
И правда, часто поэты и режиссёры не соглашались с виденьем Исаака Шварца. Одна из историй касалась песен для фильма «Соломенная шляпка». Кстати, именно к этому фильму композитор сочинил четырнадцать песен за десять дней. Режиссёр Леонид Квинидзе пришёл в ужас, когда композитор показал ему «Песню человека, решившегося жениться» на слова Булата Окуджавы, и категорично заявил, что такая песня не пойдёт. Речь шла о влюбленном герое, нетерпеливо ожидающем свадьбы. И вдруг такая грустная песня! Но Шварц сказал, что именно такую песню и может петь человек, который прощается с таким количеством подружек.
А Андрей Миронов, которому предстояло исполнить главную роль в фильме, пришёл в восторг, расцеловал композитора и поблагодарил, отметив, что песня станет украшением его репертуара. Так и случилось. Песня полюбилась зрителям и её разобрали на цитаты. С Исааком Шварцем работали лучшие режиссеры своего времени – Акира Куросава, Павел Лунгин, Алексей Герман, Сергей Соловьев, Владимир Мотыль, Георгий Товстоногов, Иван Пырьев, Леонид Якобсон, Михаил Ромм и многие другие.
Интересный факт: Дюма и «Соломенная шляпка». Перечисление женских имен в «Песне человека, решившегося жениться» было навеяно Окуджаве списком лошадей из завещания Портоса в романе Александра Дюма «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», где упоминаются те же имена — Лизетта, Мюзетта и так далее. «Все повернулись в сторону Мушкетона, который был по-прежнему погружен в свою скорбь. Из двадцати верховых и упряжных лошадей, которые находятся в моем замке Пьерфоне и носят клички: Баяр, Роланд, Шарлемань, Пипин, Дюнуа, Лагир, Ожье, Самсон, Милон, Немврод, Урганда, Армида, Фальстрада, Далила, Ревекка, Иоланта, Финетта, Гризетта, Лизетта и Мюзетта.» (А. Дюма, «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», глава 51 «Завещание Портоса».)
Музыка, музыка и ещё раз музыка. «Тонкий стилист, он не раз изумлял меня способностью сообщать музыке то, что я лишь смутно чувствовал, — отзывался о Шварце режиссер Владимир Мотыль. — Он отыскивал гармонию там, где царил хаос». Будучи ещё совсем молодым, бродя по улицам Ленинграда, Исаак слышал в голове мелодии. Когда в пятнадцать лет он устроился работать в кинотеатр, озвучивать немое кино, ему было скучно играть чужие мелодии, он постоянно импровизировал, к концу вечера напрочь отбивая ладони. И совсем скоро музыка стала основным, профессиональным занятием в его жизни. Сам композитор часто повторял, что писать надо проще, что являлось весьма непопулярным мнением в среде профессионалов. Правда, упрекнуть его в непрофессионализме и излишне простоте не мог никто. Он писал музыку самых разных жанров — от симфоний до хоровой и жанровой музыки. Часто он продолжал работать над мелодией даже в тот момент, когда происходили творческие встречи. Он делал это в любой момент, его не могла смутить шумная улица или любой другой контекст.
«Я люблю музыку в себе», — заявлял Исаак Шварц, и это было абсолютной правдой. Его слова подтверждал и Булат Окуджава, который называл музыку в Шварце основой его души, болью и даже болезнью: «Я знаю многих композиторов. Они все замечательные музыканты и даже, может быть, гении. В них тоже бушует музыка и переполняет их до краев. Но чтобы так сильно, как это у Шварца, я не встречал… Музыка — его глубокая болезнь и в переносном, и в прямом смысле: она — и живительное пламя, и инфаркт, она — и надежда, и боль…» Это подтверждает и режиссёр Владимир Мотыль: «Я с осторожностью употребляю это слово: гений. Но здесь оно совершенно уместно: Исаак Шварц был гениален. Он мог вдруг ошеломить музыкой лирической, трогательной — как раз в той сцене фильма, которая, мне казалось, должна звучать напряженно и драматично. И он всегда оказывался прав. Он побеждал мою мечту, потому что драматическая сцена в сочетании с лирикой музыки становилась открытием и для меня самого».
Он работал в кратчайшие сроки, при чём делал всё совершенно не так, как было принято в его среде. К примеру, он часто приступал к работе над музыкой к фильму, когда всё уже было отснято и оставался только монтаж. «Как-то великий Акира Куросава прилетел в Москву, чтобы послушать его музыку к фильму «Дерсу Узала». Прилетел задолго до обозначенного срока, Исаак Шварц его не ждал — он еще не закончил писать эту музыку. И продолжал ее сочинять, даже когда они вдвоем шли от гостиницы «Мосфильма» к студии — вдруг останавливался: «Подождите, подождите! Не трогайте сейчас меня!». Ему нужно было не спугнуть зазвучавшую в нем мелодию. Было ощущение, что музыка в нем рождалась всегда, в любой ситуации, он иначе не мог жить». (Из воспоминаний режиссера Владимира Мотыля.)
Интересный факт: о «Мелодии белой ночи». Исаак Шварц не только написал мелодии к фильму «Мелодии белой ночи», но и учил японскую актрису Комки Курихару правильно сидеть около рояля. На кончике стула.
Посвящение в стихах. «Музыкант». (Посвящение Исааку Шварцу.) «Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел, Я не то чтоб любопытствовал — я по небу летел. Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять, Как умеют эти руки эти звуки извлекать. Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил, Из какой-то там фантазии, которой он служил. А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь. А чего с ней церемониться, чего ее беречь. Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь. И вселяет в нас надежду; остальное — как-нибудь. Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу, По чьему благословению я по небу лечу. Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер, Музыкант, соорудивший из души моей костер. А душа, уж это точно, ежели обожжена, Справедливей, милосерднее и праведней она». (Булат Окуджава.)
Что же, об Исааке Шварце можно говорить бесконечно. Но перейдём к концерту. Гала-концерт, посвященный столетию Шварца в Кремлевском Дворце. 3 ноября 2023 года в Государственном Кремлевском Дворце состоялся праздничный гала-концерт, посвященный 100-летию гениального композитора Исаака Шварца. Он прошёл в рамках всероссийского фестиваля «Музыкальная Вселенная Исаака Шварца», проводимого с 13 мая 2023 года по 27 января 2024 года. В нём принимали участие: Лариса Долина, Григорий Лепс, Петр Налич, Олег Погудин, Эльчина Азизова, Альбина Шагимуратова, Иван Бессонов, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Зара, Алсу, Алексей Татаринцев, Борислав Струлёв, Этери Бериашвили, Валерий Ярёменко и другие.
Так же в концерте принимал участие Российский национальный оркестр, под управлением дирижёра Павла Герштейна. И Выдающийся симфонический коллектив, входящий в двадцатку лучших оркестров мира, – Российский национальный оркестр под управлением народного артиста России Александра Рудина.
Продюсер и художественный руководитель фестиваля – Мила Шварц. В программе вечера прозвучали широко известные кинокомпозиции Шварца из таких легендарных фильмов, как: «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Станционный смотритель», «Соломенная шляпка», «Братья Карамазовы», «Мелодии белой ночи» и многих других.
Оксана Есипова специально для Musecube
Фотографии автора можно посмотреть здесь