Болт, да не тот?

Напомним: старт планировался на 31 марта. Причем в расписании космических пусков этот — первый для «Протона» в нынешнем году. Носитель должен вывести спутники «Экспресс-80» и «Экспресс-103», предназначенные для предоставления услуг связи и вещания в С-, Ku- и L-диапазонах на территории России и в странах СНГ. Аппараты изготавливались в течение трех лет. Срок их активного существования на орбите — не менее 15 лет. Кстати, как говорят специалисты, суммарная масса «звездных работяг» превышает энергетические возможности ракеты. Поэтому после отделения спутникам предстоит довыводиться на целевую орбиту с использованием собственных электродвигательных установок.

Почему проект Илона Маска не устраивает астрономов

Но это детали, и суть не в них. А в том, что при проведении контроля качества комплектующих было обнаружено несоответствие одного из проверяемых параметров. Иными словами, на космодроме при подготовке ракеты обнаружили брак.

— Для обеспечения надежности и гарантии выполнения своих обязательств Центром Хруничева принято решение заменить серию комплектующих, в том числе на ракете-носителе «Протон-М», находящейся на техническом комплексе космодрома Байконур для запуска космических аппаратов «Экспресс», — комментирует ситуацию гендиректор ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (входит в госкорпорацию «Роскосмос») Алексей Варочко. — Учитывая необходимость проведения штатного цикла проверок ракеты-носителя после замены комплектующих, дату запуска планируется перенести на конец мая текущего года.

Суперкомпьютер показал "создателей" Млечного Пути

Как отмечают в Центре Хруничева, речь идет о некачественных комплектующих изделиях, произведенных в 2015-2016 годах. Новая система оценки качества, разработанная в «Роскосмосе», выявила этот брак. Причем для устранения дефекта не понадобится возвращать ракету в родные хруничевские пенаты: все сделают на Байконуре.

Что за дефекты обнаружены на «Протоне-М»? Официальной информации на момент подписания номера не было. Однако в СМИ уже вовсю гуляет информация, что причиной всему стали… дефектные болты, используемые во внутреннем крепеже элементов ракеты: якобы они были перекалены на производстве, что сказалось на прочности.

Хорошо, что все вовремя обнаружили. К сожалению, российская космонавтика знает громкие провалы по вине человеческого фактора. Так, в декабре 2010 года в Тихий океан упали три спутника «Глонасс-М»: тогда в разгонный блок по ошибке залили 1,5 тонны лишнего топлива. Особый резонанс имела авария «Протона-М» 2 июля 2013 года: три из шести датчиков оказались поставлены вверх ногами. А в декабре 2016 года был потерян грузовик «Прогресс МС-04»: производственный дефект проявился в полете.

При Королеве если на сборке рабочий допускал ошибку и признавался, его не наказывали

В прошлом году «Роскосмос» решил потратить до 2022 года более 450 млн руб. на контроль качества с помощью инспекций на предприятиях и многоступенчатой проверки поставляемых материалов и комплектующих. Что и помогло избежать сейчас неприятных последствий. По решению гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, сотрудники, которые выявили дефекты в процессе подготовки к пуску, будут поощрены.

— Поиск причины любой космической неприятности во времена Главного конструктора Сергея Королева всегда начинался с анализа того, как спроектировали изделие, изготовили, испытали, — говорит бывший ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для экспедиции на Луну и «Энергия-Буран» Владимир Бугров. — И за каждой из этих операций всегда стоял конкретный коллектив и руководитель. Фамилии всех причастных легко устанавливались. Но не для обвинений, а чтобы разобраться в причинах. Королев всегда наказывал за разгильдяйство. Но если на сборке рабочий допускал ошибку и признавался, его не наказывали, даже если машину приходилось разбирать.

Источник: rg.ru

Добавить комментарий