В Амстердаме из музейного локдауна решили выйти красиво — эрмитажной выставкой "Русский авангард. Революция в искусстве". Она не только возобновила культурную жизнь в столице Нидерландов, но и продемонстрировала, что даже в такие непростые времена музеи могут и должны сотрудничать.
Михаил Пиотровский: Нужно спасать памятники, чтобы они спасли людей
Главные герои экспозиции — "Черный квадрат" Малевича и его же знаменитый "Чайный прибор".
"Оба — символы художественные и идеологические. А вокруг них — пестрое разнообразие талантливых и причудливых форм и рисунков, яркие ткани, элегантные в своей простоте книги и, конечно же, — картины, являющиеся частью этой авангардной вселенной, которая на какой-то момент стала символом и знаком советской эстетики в России и за рубежом", ‒ отмечает генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
По его словам, выставка подчеркивает важную для Эрмитажа идею о том, что искусство может сохранять традиции при самых радикальных поворотах истории.
"Супрематистский фарфор, произведенный на Императорском заводе, вполне может называться императорским не только формально", — уверен директор Эрмитажа.
Фото: предоставлены пресс-службой Эрмитажа
Фарфор вообще занимает особое место на выставке. Дореволюционные образцы Императорского завода (или официально принятое искусство) можно сравнить с работами, ломающими традиционный взгляд, — это не только Казимир Малевич, но и Василий Кандинский. Здесь же — агитационный фарфор под руководством Сергея Чехонина — художественного директора завода с 1918 года. Отвечая запросам советской власти, хрупкие изделия в ярких красках и в смелых модернистских формах воспевали идеалы революции. В выставке также принимают участие картины Казимира Малевича, созданные в 1928-1929 годах, — "Женский торс", "Крестьянин в поле", "Супрематизм" из коллекции Русского музея. Экспонаты охватывают временной период с 1900 года до середины 1950-х.
Выставка в центре "Эрмитаж Амстердам" будет открыта до 8 января 2023 года.