Весь день – театр в Санкт-Петербурге | статьи на kinoreef

Фото предоставлено организаторами экскурсии

4 июня в Театральном музее прошел однодневный марафон «Весь день – театр». В программу фестиваля вошли творческая встреча с актером Федором Федотовым, лекция об американском театре и цензуре, спектакль «Мейерхольд» режиссера Романа Габриа, читка пьесы «Вадик поет свою музыку» и две выставки. День завершился концертом группы «Не’мой фронт». На протяжении пяти лет мероприятие собирает в своих стенах неравнодушных зрителей и деятелей театрального искусства.

Одна из выставок посвящена дирекции императорских театров. Ее проводила научный сотрудник музея Наталья Ильинична Вайнберг. В этом большом путешествии можно увидеть ключевые события, которые способствовали такой популярности и триумфа русского искусства в странах зарубежья.

На выставке представлено более 400 000 раритетных экспонатов из театральной, оперной, балетной истории. Например, под стеклянным «саркофагом» расположились главные копии указов Екатерины II о дирекции императорских театров, Анны Иоанновны о приеме на службу французского балетмейстера Жана Батиста Ланде, титульный лист о жизни первого российского актера Ивана Дмитриевского.

Так, 30 августа указом императрицы Елизаветы Петровны формируется учреждение Русского театра в России в 1756 году, положившее начало профессиональному драматическому искусству. До середины XVIII века в Москве и Петербурге служило много частных и крепостных театров. Их деятельность никак не контролировалась государством. С этой целью Екатерина II создает дирекцию императорских театров в 1766 году. Теперь начинают описывать существующие театры, труппы, оркестры, официально решать вопросы бюджета и вложения на нужды из государственной казны, фиксировать оклад и назначать пенсии артистам.

На стенах развешено множество гравюр известных драматургов Михаила Ломоносова, Александра Сумарокова, церковных деятелей и авторов пьес Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, оперного певца – Силы Сандунова и многих-многих других выдающихся деятелей искусства.

В разные годы руководителями дирекции назначались Иван Елагин, Александр Гедеонов, Николай Юсупов, Александр Нарышкин, Иван Всеволожский и Владимир Теляковский.

Кстати, по информации Натальи Ильиничны Вайнберг в начале XX века дирекция императорских театров купила портрет Елагина у французского художника Жана-Луи Вуаля. Эта картина нигде еще не выставлялась, она ждет своей реставрации в мастерской. На выставке можно увидеть портреты и остальных руководителей.

Каждый из директоров был не просто эрудированным управленцем со светским образованием, но он обладал незаурядными способностями. Например, Иван Елагин инкогнито писал стихи к операм. Владимир Теляковский был умным и хитрым человеком. Однажды он добился возвращения на императорскую сцену Федорова Шаляпина в 1894 году. В Мариинском театре он так ярко и страстно воплотил образ Мефистофеля в опере «Фауст», что его гениальный талант заметили все. С тех пор в его репертуаре числятся Борис Годунов, Еремка из «Вражьей силы», Олоферн из «Юдифь» и многие другие. Эти костюмы вместе с фотографиями Шаляпина выставлены на всеобщее обозрение.

Также Теляковский уговорил Станиславского прочитать лекцию молодым режиссерам, следствием этого был организован Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

Под стеклянным ограждением представлена лишь часть богатых и расшитых костюмов из галереи императорских театров. Иван Всеволожский обожал балет и создавал к ним эскизы костюмов, например, для партии Царя кораллов, Желтой Жемчужины, которую исполнила Матильда Кшесинская на коронации Николая II и его жены Александры Федоровны 14 мая в 1896 году. Также можно увидеть сценические костюмы по эскизам Евгения Пономарева для партии Руслана, витязя, Жемчужного в опере «Опричник», и другие.

Благодаря Ивану Всеволожскому, Петр Чайковский пишет оперные произведения «Пиковая дама», «Иоланта», «Спящая красавица». Хотя после провала своего самого известного и прославленного балета «Лебединое озеро» в Москве, композитор клялся никогда не писать балетную музыку. На выставке можно увидеть первое издание музыкальной книги Чайковского на балет «Щелкунчик» с дарственным автографом.

Дирекция удивляла своим сценическим оформлением в театрах. На выставке можно увидеть процесс смены декораций на макете Мариинского театра. В спектаклях было задействовано масса всяких механизмов, чтобы показывать всякие превращения, полеты, спецэффекты. Тогда спектакль шел в 4-5 действиях, и антракты длились очень-очень долго, даже несмотря на участие множества рабочих. Также на стенах развешены литографии с эскизами декорации к операм.

Возвращаясь к балету, первая такая школа открылась благодаря Жану Батисту Ланде в 1738 году. Он занимался с учениками сухопутного шляхетного корпуса и после 2-летнего обучения произнес пророческую фразу: «Русские, как никто другой, расположены для занятия балета. В русских есть природная грация». На миниатюрных гравюрах можно увидеть прославленных учеников разных лет – это Адам Глушковский (артист Московского Большого театра), Александра Колосова, Екатерина Телешева, Авдотья Истомина, Елена Андреянова.

Самой яркой звездой на балетном небосклоне была Анна Павлова. Известный скульптор Борис Фредман-Клюзель даже сделал скульптуру – бронзовый слепок ноги балерины. Другая легенда Галина Уланова подарила любимому Театральному музею свое легкое платье, венок, цветы и балетную туфельку. Это костюм для партии Жизели в одноименном сказочном балете. Также представлена небольшая часть огромной коллекции балетных туфелек, можно увидеть, как менялось представление о крошечной туфельке еще без пуантов.

Здание дирекции императорских театров служило и квартирой, и кабинетом для руководителей. Первый директор, который въехал в это помещение, был Александр Гедеонов, а последним – Владимир Теляковский. «Театральный музей был открыт для публики 16 мая 1921 г. и с тех пор является одним из центров театральной жизни Санкт-Петербурга».

Все желающие могут посетить данную выставку на ул. Зодчего Росси, 2А (вход с площади Островского).

Татьяна Смирнова специально для Musecube

Добавить комментарий