Использовано фото с официального сайта фестиваля
23 июля в рамках VII международного летнего фестиваля искусств «Точка доступа» состоялся бенефис Розы Хайруллиной: Деконструкция медийного тела актрисы в реальном времени.
С тех пор, как наш мир стал стремительно меняться, уже не вызывает удивления, когда вместо долгожданных выступлений приходится довольствоваться плохого качества видеозаписями, а вместо зарубежного диджея зрителей развлекает голограмма. Цифровой мир ежедневно отвоевывает у привычной реальности все новые и новые фрагменты, подменяет понятия и это с одной стороны очень удобно, а с другой по-прежнему необычно.
Биография Розы Хайруллиной насчитывает множество наград и регалий. Начав путь в Национальном театре имени Камала, продолжив в самарском театре СамАрт, а позже в студии Олега Табакова в Москве, Роза Хайруллина играла преимущественно простых людей со сложной судьбой. Если посмотреть на список ее кино-ролей, начиная с 2015 года, их становится все больше и больше, часто это роли в сериалах, возможно не заслуживающих ее участия, а может, благодаря именно ее участию и имеющие успех.
Впрочем, бенефис Розы Хайруллиной не скажет ничего нового о биографии великой актрисы, но возможно расскажет о чем-то большем. Вначале спектакля все зрители видят мониторы, на которых транслируется Роза. Она готовится к выходу. Над сценой висит будто бы скомканный интерактивный портрет Розы, под ним стол, смартфон на штативе, кресло, столик с дезинсектором и салфетками.
После третьего звонка Роза на мониторах встает и начинает движение, через мгновение становится понятно, что движение это не на сцену, а от нее. Медленным шагом актриса покидает здание театра и растворяется где-то на набережной Фонтанки…
То, что происходит далее имеет мало отношения к самой Розе, но возможно имеет отношение непосредственно к актерской профессии. В своей вступительной речи авторы спектакля докладывают зрителям, что Роза решила отсутствовать на бенефисе, но раз уже мы все здесь собрались, каждый желающий может сесть в кресло перед смартфоном, преображающим мимику говорящего в мимику интерактивной Розы, голограмма которой висит над сценой, и высказать все, что он думает от ее лица. Можно что-то сказать, можно ничего не говорить, прочитать отрывок из сказки Шарля Перро, лежащий тут же на столике. Выступающий должен непременно покинуть здание театра сразу после своего преображения. Каждый уходящий из театра, подобно Розе, транслируется на мониторы.
Возможно чье-то выступление было подготовлено заранее, а может быть благодаря скоплению людей творческих профессий многим из присутствующих было что сказать, но поток желающих стать Розой не иссякал. Кто-то просто сделал селфи в кресле, чем развесил зал, кто-то рассказал душещипательную историю про мертвых зайцев, кто-то по совету организаторов читал сказки. Одна женщина вышла на сцену, сказав от образа Розы, что здесь, в реальном времени, происходит грандиозная на*бка. Она сорвала овации и возможно выразила мнение многих зрителей, особенно тех, кто пришел на «традиционный» бенефис.
В отличие же от «традиционного» бенефиса, Роза Хайруллина, предоставив каждому желающему свой виртуальный образ, выразила то, что объединяет, вероятно, всех людей ее профессии. А именно собственное отсутствие. За бесконечной чередой ролей и привычных для зрителя образов теряется человек, личность, на выходе остается лишь виртуальный макет, выражающим чужие чувства. А если посмотреть шире, то и каждый из зрителей также является такой же «говорящей головой», непонятно кем движимый. Это современная реальность и это страшно. Потому что прислушиваясь к чьей-то голограмме, вызывающий доверие в действительности мы не знаем, что ей движет и чьим голосом она говорит. Поэтому, очень бы хотелось сказать разоблачительнице, что на*бка, это не бенефис Розы Хайруллиной, а то, в чем мы каждый день живем. А перформанс Розы Хайруллиной получился настоящим и запомнится на всю оставшуюся жизнь.
Галина Супрунович специально для Musecube