Публика возносит на пьедестал прежде всего лица и это нормально. Однако, при прослушивании музыки мы не видим создателей и оцениваем услышанное. И тут на первое место выходят таланты закулисных творцов. Саунд-продюсирование играет очень важную роль, идущую на уровне содержания музыкального материала, будь то песня или саундтрек. Немного «кухни» от моего собеседника Константина Невельского.
— Для людей «неподкованных»: в чём принципиальная разница между саунд-продюсером и композитором или аранжировщиком?
— По самому простому, композитор создает мелодию, аранжировщик наполняет её инструментами и объёмом, а саунд-продюсер может это всё, плюс произвести звукозапись, сделать сведение и мастеринг и/или контролировать все эти процессы и направлять в нужное русло.
— Саунд-продюсер — больше творец или ремесленник, ориентированный на технологии и тренды?
— Саунд-продюсер – это, как правило, и швец, и жнец. Где-то я ограничен четкими рамками техзадания, а где-то могу побыть творцом. В любом случае, музыка – это про творчество. Даже когда установлены определенные ориентиры.
Однако техническую подкованность я ставлю на первое место. Какой толк от идей, если ты не знаешь, как их реализовать? Я понимаю, как лучше записать вокал, какие ошибки исправить, я знаю какие эффекты и в каком количестве использовать на аудио дорожках. Понимание этого приходит с опытом. Это, безусловно, ремесло, и я достиг в нем определённого уровня. Но я никогда не прекращаю учиться, слежу за новыми технологиями и трендами.
Также важны слух и вкус. И я верю, что всё можно развить или компенсировать. Уже из каждого утюга говорят о насмотренности или в нашем случае наслушенности и я повторю это банальную, но важную истину. Вкус можно развить. Для этого нужно слушать много качественной музыки. Не ограничивать себя стилями, учиться слышать детали и чувствовать тренды.
— Есть ли специальное профильное образование для саунд-продюсеров? Нужно ли базовое музыкальное образование?
— Базовое музыкальное образование – это определенно огромный плюс, позволяющий не начинать с ноля и понимать основы. Но при должном усердии можно обойтись и без него.
Что касается именно музыкального продюсирования, то никаких серьёзных факультетов в России я не нашел. В университете можно получить образование звукорежиссера. А остальное добирать на частных курсах. То, что сейчас предлагают онлайн-школы, часто, набор различной информации, не дающей никакого конкретного результата. Но можно найти курсы от серьёзных опытных специалистов.
В целом можно начать с самообразования на материалах в бесплатном доступе и по ходу работы понять, чего не хватает и закрывать пробелы уже платными обучением.
— Выступаете ли вы в качестве автора песен?
— Как продюсер я могу помочь придумать или скорректировать вокальную линию, что-то подсказать по тексту, сочинить мелодию, создать аранжировку. Но как автор песен я не выступаю. Я не пишу стихи и не пою. Это, пожалуй, единственное что я не делаю сам в продакшне. В мире полно талантливых авторов и исполнителей. Пусть каждый занимается тем, что у него получается лучше всего. И мы будем дополнять друг друга.
— В чём специфика создания музыки для игр и кино?
— В первую очередь это то, что в кино и играх музыка должна гармонировать с видеорядом. Сама по себе она не является самостоятельным произведением. Треки пишутся под определенные задачи и могут включать элементы саунддизайна.
В случае с играми, работа со звуком в них в большей степени включает именно саунддизайн. Здесь необходимо озвучить каждое движение, от шагов до дуновения ветра. Конечно, это всё невозможно без определенных навыков программирования.
Если режиссер понимает, что какой-то уже изданный трек соответствует его задумке, то создатели фильма обращаются за лицензированием для использования в сцене. Но это совсем другая история.
— Можно ли считать ремиксы оригинальным творением или это всё-таки вариант изначальной песни?
— Как мы видим на практике случаи бывают разные. Иногда ремикс — это бледная копия песни, созданная для массы. Иногда это танцевальная или чиловая версия оригинала. А иногда ремикс настолько хорош, что про оригинал никто и не вспомнит. Конечно, мы все стремимся к созданию шедевров, но получается не всегда. Результат также может меняться в зависимости от того сколько вы вложили в свою работу. Можно просто немного ускорить темп и добавить пару инструментов, а можно взять только вокал и построить вокруг него совершенно новую оболочку.
— Сейчас много битмейкеров, дешево продающих биты через соцсети? Можно ли их считать перспективными конкурентами или не стоит обращать на них внимания?
— Я почему-то не могу воспринимать других музыкантов как конкурентов. Возможно, это самонадеянно звучит, но суть не в том, что я такой классный, а в том, что у нас у всех своя ниша и своя публика. И мы вместе можем предложить слушателям огромное разнообразие и выбор. Последние несколько лет мы наблюдаем огромное количество коллабораций между музыкантами. И самые неожиданные дуэты показывают наиболее интересные результаты. Я имею ввиду, что нам не нужно конкурировать. Нам нужно объединяться, развиваться и расти.
А что касается дешевых битов в соцсетях, то там иногда можно найти очень интересные и перспективные работы. Начинающим музыкантам, которые не имеют больших средств на старте карьеры я рекомендую не игнорировать этот инструмент. Нужно просто более внимательно отнестись к отбору и ориентироваться на собственный вкус и тренды.
— Позволяет ли российское авторское право достойно существовать саунд-продюсеру?
— Безусловно, но нужно понимать, что не смотря на подробно прописанные в законах нормы, источником возникновения правоотношений в нашей области все-таки выступает договор. В законодательстве свобода договора довольно широкое понятие. Вы можете договорится буквально о чем угодно. Разрешено всё, что не запрещено законом. Именно поэтому необходимо внимательно изучать любые контракты, которые вы подписываете. Желательно с юристом.
Рассказываю это всё и понимаю, что сам часто работаю вообще без какого-либо договора. Но в плане создания продакшна, я всегда могу доказать происхождение трека исходниками на своём компьютере. В этом плане закон на моей стороне и защищает исключительные права автора. Также как и дистрибьюторы. Всегда можно обратиться к издателям, и они удалят трек, выгруженный недобросовестным лейблом.
— Комфортнее существовать в рамках лейбла или автономно?
Мне комфортнее работать автономно. У меня свои лейблы, я сам слежу за статистикой и выплатами. Но издаться на крупном лейбле с хорошим промоушном никогда не будет лишним.
Многие артисты становятся звездами именно в сотрудничестве с серьезными профессионалами. Они знают, что и как нужно подать, как это продвинуть, имеют обширные связи в индустрии. Почему бы и нет? Опять же, здесь нужно внимательно изучать контракты и понимать на какие условия соглашаешься.
Правда и то, что интернет сегодня позволяет стать звездой «не продаваясь в рабство». Тем, кто верит в себя я всегда предлагаю заводить свой лейбл и быть независимым артистом. Благо сейчас это не составляет труда. Мои лейблы зарегистрированы на платформе Sundesire Media https://sundesiremedia.com
— Ваше отношение к «теневому» продакшну?
— Это широкое поле для заработка. По факту, когда я создаю трек для заказчика и передаю ему права на музыку как это назвать? Либо продюсер продает свои биты и демки. В целом это и есть работа саунд продюсера. Всё, что я делаю не под своим именем или не для своих проектов за деньги получается и есть «теневой» продакшн. Название страшное, суть простая – это просто работа.
— Для желающих делать карьеру саунд-продюсера: с чего начать и куда двигаться?
— Однозначно с обучения и развития. Причем не могу рекомендовать расплодившиеся сейчас суперкурсы от различных школ. Вся информация, необходимая начинающему продюсеру, уже есть на ютубе бесплатно. Я сам начинал с англоязычных туториалов, когда интернет только начинался и в русскоязычном сегменте не было вообще ничего.
Изучайте ableton или любой другой секвенсор, который вам нравится. Слушайте качественную музыку и пробуйте, пробуйте, пробуйте, пока не получится. Когда разберетесь с основами и появятся вопросы по деталям, найдите хорошего продюсера, пишущего в вашем музыкальном направлении, и обратитесь за наставничеством. Либо найдите такого специалиста, который уже преподает. Возможно, он будет не один. Это не будет бесплатно, но это будет реально практически полезно.
И сейчас будет ещё одна банальная теория про 10 тысяч часов. Занимайтесь делом 10 тысяч часов и станете в нем специалистом. Делай, делай и делай. Это так просто. И здесь, как и везде, кто хочет, тот делает, кто не хочет, не верит.
Александр Ковалев, специально для Musecube
Автор фото Catherine Boro
Ссылки:
https://vk.com/nevelskiy
https://vk.com/loonyhouse
https://www.nevelskiy.com/