Измененные и новые стандарты потребуют новой маркировки на контрэтикетках на всей продукции (отечественной и импортной), начиная с той же даты. Нераспроданные товары со старой контрэтикеткой придется снабжать дополнительным стикером — наклейкой с указанием новой информации, пояснил "РГ" председатель Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его мнению, это приведет, как минимум, к подорожанию продукции (ведь это потребует дополнительных затрат со стороны производителей), максимум — к дефициту товара. Ведь до 1 января производители попросту не успеют "переклеить" контрэтикетки, а торговые сети вполне могут отказаться принимать такую продукцию "вне закона", поясняет эксперт.
Техрегламент о безопасности алкоголя перенесли на два года
"Для торговых сетей стикеры — дополнительная головная боль. Они отклеиваются, информация может быть указана не та, что может повлечь штрафы. Поэтому такую продукцию с дополнительными наклейками она стараются не принимать", — уточняет Шапкин.
Кроме того, по его словам, производители алкогольной продукции обращаются в Союз за разъяснениями отдельных пунктов, которые из ГОСТов не совсем понятны. Например, с какого момента предупредительная надпись "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью" должна занимать не менее 10% этикетки? Означает ли необходимость использования в алкогольной продукции только натуральных ароматизаторов запрет на использование ванилина?
Все эти ГОСТы были подготовлены в поддержку технического регламента о безопасности алкогольной продукции, который должен был вступить в силу с 1 января 2022 года, говорит Павел Шапкин. Но 2 декабря Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) согласился с предложением России перенести его вступление на два года — до 1 января 2024 года. Техрегламент разрабатывался 10 лет назад и устарел: с тех пор были принято много новых изменений в российском законодательстве, что не учтено в техрегламенте, и даже технологии производства сильно изменились. Как поясняли в Минфине, принятый в 2018 году регламент содержит технические ошибки и неточности, которые, в том числе, могут привести к сложностям при производстве алкогольной продукции.
Но что теперь будет с ГОСТами с учетом оставшегося короткого периода до конца года, пока непонятно, указывает Павел Шапкин. "РГ" обратилась по этому поводу за разъяснениями в Росстандарт. Но пока в ведомстве не ответили.
Впрочем, участники рынка не паникуют. "Никаких проблем с сетями нет, и дефицита мы не ждем", — говорит исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин. По его словам, обычно в подобных случаях, если есть какая-то неразрешенная проблема с маркировкой или другими изменениями в правилах продажи алкоголя, сети заранее подстраховываются и направляют поставщикам письма о том, что в случае изменений и невозможности продавать продукцию, она будет возвращена.
Россияне переходят на "полезный" алкоголь
"Таких сигналов сейчас нет, все работают спокойно. Предновогодние отгрузки уже начались, и они идут в обычном режиме", — заверил Липилин, уточнив, что импортная продукция маркируется в соответствии с российским законом о виноградарстве и виноделии, и торговые сети охотно принимают эти товары.
Он полагает, что согласование ГОСТов отложат и введут переходный период. Кроме того, по опыту, когда меняются ГОСТы, изменения касаются только нового товара, а старый остается в обороте, добавляет эксперт.
В магазинах "Ашан" дефицита алкоголя после Нового года не ожидается, заверили в компании. В X5 Group также сообщили, что не фиксируют проблем с переходом на новые требования по маркировке алкоголя. Компания продолжает принимать продукцию в обычном режиме.