Иммерсивность в Московском театре оперетты: на 1000 шагов вперед и три столетия назад | статьи на kinoreef

10 сентября Московский театр оперетты в рамках Дня города провел свою первую иммерсивную театрализованную экскурсию «Особняк на Большой Дмитровке. Исторический эскиз». Учитывая тот факт, что в театре, в принципе, редко до сих пор проводились подобные мероприятия, слово «первая» будет справедливо и в контексте иммерсивности, и в контексте театрализованности и — с небольшой оговоркой — даже в отношении экскурсии.

Однако нынешний год для театра на Большой Дмитровке, 6 — юбилейный, а потому сезон обещает много сюрпризов!

Коль скоро театр начинается с вешалки, то именно в гардеробном фойе и случились первые чудеса: за считанные минуты вместо сгорающих от любопытства театралов и поклонников жанров оперетты и мюзикла в окружении мрамора, зеркал и звенящей тишины театра оказались разносчик газет, зеленщица, хозяйка шумного трактира, владелица магазина модных шляпок, тайный советник, полицеймейстер и даже антрепренер! Все 15 счастливчиков, преодолевших испытание онлайн регистрацией, на ближайший час получили новую судьбу, новую историю и новый опыт. Более разношерстную компанию сложно себе вообразить, однако театр не только припас для пущей достоверности необходимый реквизит, дал для спокойствия и быстроты перевоплощения надёжных сопровождающих, но и — за какие-то 15 минут — одним махом отбросил всех собравшихся на пару-тройку веков назад!

Пряча смущение, детский восторг, предвкушение неизвестного и что-то ещё (личное, и у каждого — своё) в бешеный стук сердец, румянец, ломающийся от волнения голос (и, пожалуй, даже в нервный смех) персонажи представились друг другу, получили из рук заботливых театральных фей необходимые магические талисманы, пару ободряющих слов от той, кто явно была готова взять полтора десятка судеб под свою опеку, и…

…Подобные экскурсии в Московском театре оперетты ценны и ожидаемы даже не частичным удовлетворением зашкаливающего спроса в условиях суперограниченного предложения (постоянных зрителей на имеющиеся 1600 мест вместимости театра — более чем достаточно), не вероятностью получения каких-то новых концентрированных энциклопедических знаний (чего сверх того можно ожидать от экскурсии?), но возможностью прикоснуться к истинной театральной магии, которая так манит всех тех, кто любит утопать в новеньких креслах зрительного зала и растворяться в вечных звуках музыки симфонического оркестра, умирая и воскресая вместе с героями спектаклей, что каждый вечер повинуются театральным богам, судьбе и режиссёрам!

Наверное, у любого постоянного зрителя есть тайное (или не очень) желание или даже потребность увидеть артистов не на сцене или служебке, побывать за кулисами, рассмотреть поближе палантин Фелисаты Герасимовны или ощутить невесомость чепчика Розиты: для человека, чьё сердце не тронуто театром настолько, на память об экскурсии все равно останутся таинственность закулисья и новые знания — а именно эти детали, возможно, и не вызовут должного трепета, однако у театрала и поклонника конкретно этого театра это все неминуемо вызовет целую гамму эмоций.

Именно эти эмоции и позволили зрелому, уравновешенному мужчине внезапно стать уютным и торопливым костюмером Агнией Ивановной, а вечно спешащей барышне-хохотушке — властным дирижёром. И если вы сейчас хоть на мгновение ощутили волнение, лёгкую зависть или услышали непередаваемые интонации Марины Торховой: «Можно ещё ус подкручивать для пущей характерности», — вы абсолютно точно поймёте, что чувствовали участники экскурсии, принимая из рук Екатерины Кузнецовой и Анастасии Пугиной ящик с грушами, связку газет, запечатанный конверт и прочая, прочая — спеша вслед за всеми в ту манящую дверь, что отделяет фойе левого партера от закулисья!

Взгляд человека, впервые оказавшегося за этой границей, отделяющей роскошь бордового бархата, поскрипывающего паркета и миллиона огней зрительного зала, будет пытаться объять необъятное, «нащупать» многовековую каменную кладку, привыкнуть к приглушённому свету, помочь телу осознать сжавшееся пространство и постараться соотнести расположение этих запутанных коридоров и закоулков с привычной системой театральных координат, где за точку отсчета возможно принять сцену или вход в театр с улицы.

В царстве оголенных кирпичей, неприкрытого бетонного пола, бесчисленных ступенек, поворотов, каких-то частей декораций, величественного королевского трона из детской сказки, музыки Штрауса и тайны отчетливо звучал голос ведущей экскурсии — и не нарушая гармонию познавания новой для многих части театра, но дополняя ощущения информацией о том, что именно здесь проходит стык времен, эпох и архитектуры старой Москвы. Внезапно появившийся в длиннополом пальто Александр Фролов вторил Марине Торховой и окончательно погрузил в события более чем двухсотлетней давности, когда этой частью города владели дворяне и купцы.

Заслышав фразу про карты и деньги, буквально из стены вылетел взлохмаченный и одетый в какое-то тряпьё Игорь Оробей, рывком перенеся всех на полвека вперёд — во времена Гаврилы Гавриловича Солодовникова, однако, встретив среди экскурсантов нужных ему современников (из своего, не барского, круга общения), — он передал им пас иммерсивности и предоставил им  самим возможность рассказывать о бытовых привычках и скупердяйстве владельца текстильной фабрики, банкира и строителя железных дорог.

Из темноты театральных закоулков выплыла хрупкая светская дама, прервавшая досужие сплетни нижнего сословия и вернувшая всех в мир блеска искусства, музыки и театра — обворожительная Мария Ворожейкина была столь манкой и таинственной, что вслед за нею все преодолели не только несколько лет истории, но и — внезапно — очутились на величественной сцене театра!

Даже корифеи Московского театра оперетты с волнением в голосе рассказывают о том шквале чувств и эмоций, когда они впервые оказались на подмостках театра и увидели огромный темный зал перед собой!.. Что же говорить о тех, кто под звуки увертюры из «Летучей мыши» сейчас оказался внутри витых лестниц дома Генриха Айзенштайна — и если в этот момент вдруг стали икать Владислав Кирюхин и Леонид Бахталин, то теперь они знают, в чем дело. Айзенштайн Максима Катырева так и вовсе пришёл полюбопытствовать скоплению народа в его собственной гостиной!..

Происходящее затем невозможно назвать экскурсией — это был театрализованный променад! Путь пролегал через режиссёрский мостик в партер, покуда — минуя бесконечную череду фойе, слов, кресел, эмоций, ступенек, музыки, стульев и впечатлений — не привёл к финальной точке путешествия сквозь время, судьбы и искусство.

За этот час внутри театра участники экскурсии встретили многих свидетелей разных вех здания, в котором последние десятилетия располагается Московский театр оперетты: для кого-то сложился наконец многовековой пазл разрозненных сведений из постов, статей, концертов, но это была не совокупность сухих фактов, а тонкая искусная мозаика надежд и разорений, любовей и взлётов, музыки и творчества — и невероятно щемящего и искреннего отношения к истории и театру всех его сотрудников… Впервые Московский театр оперетты вышел настолько за рамки репертуара и навстречу к зрителю!

В каждом новом эпизоде путешествия такие далекие и знакомые артисты становились все более близкими и оттого — незнакомыми! В каждом перемещении через годы вперёд и внутри театра вверх среди экскурсантов вдруг находились очевидцы проживаемых событий — каждому приходилось быть реальным участником иммерсивного спектакля, готовым вступить со своей ролью по малейшему намеку от ведущей экскурсии или ее доверенных лиц…

И, наконец, в пространстве и времени соединились Большая Дмитровка, 6 и Московский театр оперетты — прозвучали имена Ярона и Шмыги, Алимпиева и Амарфий, а последний из участников иммерсивного спектакля вскрыл тот самый тайный конверт с пригласительными на вечерний спектакль! К слову, именно с «Летучей мыши» и началась новая история этого здания!

Под всеобщие возгласы восторга Марина Торхова ещё раз представила всех участников мероприятия, что сопровождали иммерсивную театрализованную экскурсию (Анастасию Пугину, Екатерину Кузнецову, Марию Ворожейкину, Александра Фролова, Игоря Оробея, Василия Ремчукова, Глеба Косихина, Артема Маковского), а также пояснила, что все это не состоялось бы без инициативы и подтвержденных дипломами знаний артистки Анастасии Пугиной и руководителя пресс-службы Алины Туряницы. Сама Марина Торхова не только провела экскурсию, но и срежиссировала весь этот иммерсивный спектакль.

Присутствовавшая все это время рядом Алина Туряница стала аккуратно собирать те сокровища, что были вверены участникам экскурсии — реквизит из различных спектаклей, детали сценических костюмов — и как бы невзначай сказала: «Осторожнее со шляпой, ее носила Лилия Яковлевна Амарфий…»

Эта шляпка из «Фиалки Монмартра» вызвала не меньший восторг, чем каждая деталь этого часа и вся экскурсия разом — но этот восторг поймут прежде всего те, кто в начале этого текста почувствовал щемящую надежду тоже однажды очутиться в театре между спектаклями.

Здесь, по логике, должен быть искренний и сбивчивый текст молитв, обращённых ко всем мюзикловым и опереточным богам, театральным люстрам и заодно директору театра: раз в год для 15 человек — это не-вы-но-си-мо и ничтожно мало!.. На такие события можно и нужно продавать билеты!!!

Да будет так! Ведь Савва Мамонтов не зря размещал на своих программках афоризм Vita brevis ars longa («Жизнь коротка, искусство вечно»), ох, не зря!

Ольга Владимирская специально для Musecube
Фотографии Анастасии Фолманис можно увидеть здесь

Добавить комментарий