Тела живых существ исчезли в прахе,
и вечная материя обратила их в камни, в воду,
в облака, а души их всех слились в одну.
Общая мировая душа — это я… я…
А. П. Чехов, «Чайка»
Нельзя просто так пойти на «Портрет одной души» и не посвятить ему материал вне плана. По билету, чтобы не подвергаться сомнению со стороны изумлённых постоянным восторгом автора читателей.
Главное, конечно, в музыкальном спектакле – чтобы всё удалось композитору. Олег Михайлов, рискну утверждать, значительно недооцененный автор в нашем любимом жанре. С другой стороны, немного найдется исполнителей, способных соответствовать ему не только вокально, но и эмоционально.
ПК «Театрон» (чутьём и чудом) собрал именно таких артистов.
Владислав Кирюхин – несломленный, вопреки всему жизнерадостный Оскар, ведущий нас через руины придуманных им судеб к истинному свету, тому, что каждый может зажечь в самом себе. Другого нет, другое тьма. Не могу не заметить различие с Игорем Балалаевым: у Игоря Уайльд тоже выводил нас к свету, но сам оставался в бездне, как бы выталкивая спасённые души наверх — и прощаясь с ними. Владислав идёт впереди – и Оскар обретает некое будущее вместе с нами. Который из них прав – решает в сердце своём каждый из нас.
Ольга Беляева – леди Глэдис. Британия таких глубоких и благородных дам уже не рождает, и это беда королевства. А ещё она спасительница, благодаря самоотверженности которой этот сентябрьский спектакль смог состояться.
Максим Заусалин – искуситель Генри, попавшийся с разбега в собственные сети: его вымечтанную жизнь прожил другой, причем прожил с его подачи и под его руководством. Неважно, что мечтал Гарри о порочных практиках. Страшнее просто напрасно прожитой жизни — только жить с пониманием ее пустопорожности. В какой-то мере артист даёт нам в сольной арии представление о том самом портрете из книги, спрятанном на чердаке – уродливом, разлагающемся, ненавидимом и очень несчастном создании. Текст Татьяны Белянчиковой, уже выученный поклонниками наизусть, изумляет меткостью.
Екатерина Новосёлова-Волкова – Хэтти, девушка-которая-выжила. Единственный раз злосчастный Дориан поступил почти как порядочный человек: влюбив в себя, не опорочил жертву. Но невозможно быть «отчасти порядочным»: это стало источником трагедии для бедняжки, ведь разлюбить было некого… Она лелеяла тавро на своём сердце и никому не позволила к нему прикоснуться. Катя с самого начала даёт понять, что не всё так просто – но это замечают только зрители, а не воздыхатель героини.
Влад Юдин – безымянный студент, влюблённый в Хэтти, оставленный на «социальной дистанции». Он самый «бытовой» персонаж спектакля: не поэт, не лорд, не волшебная птица и совсем не произведение искусства (если остаться на почве обсуждения характера, а не внешности, да). Он ухлёстывает, курит, бухает, скандалит и впадает в жестокость. Любил ли он по-настоящему или боролся за свое эго? А где, собственно, проходит граница между этими понятиями? Владу удалось оставить вопрос открытым.
Роза – Евгения Авдеева – она же Сибилла Вейн. Обе погибли в своей любви, девочка без сомнений, цветок – в тяжком смятении. Обе растоптаны, как ненужные вещи. Может быть, знай они о своей участи, предпочли бы её избежать… всё-таки это слишком, и так нельзя, господа. Не в этом «обязанность мужчины».
Соловей/Безил – Денис Котельников – два художника, каждый по-своему, отдавшиеся своему творчеству настолько, что оно их поглотило. Поглотило до полной слепоты ко всему и всем, находившимся близко. Трагические судьбы творцов из века в век будоражат воображение почитателей – и я давно задаюсь вопросом, не лучше бы им было быть счастливыми, чем оставить нам, недостойным, дар своих пронзительных шедевров. Но, поскольку мы все состоим поровну из воды и культурного наследия, честный ответ на него, боюсь, схлопнет реальность в точку. Да и нет у них, гениев, выбора.
Юлия Чуракова и Эмиль Салес – Ласточка и Счастливый Принц. Это что-то невероятное, друзья. Каждый из них горяч и звонок. Притом именно в дуэте артисты буквально режут нас по живому. Попытки птицы и арт-объекта принести счастье людям – упрёк всякому общественному устройству. Ну что, мы, граждане, сами неспособны разобраться в своих проблемах? За что же гибнет вольная птаха, за что рассыпается в прах статуя? Юлия и Эмиль разыгрывают историю максимально чуждых друг другу существ, которые всё же находят общий язык и бросают вызов мирозданию по всей системе координат. Если смогли они – нам и вовсе стыдно не попытаться.
Проект «Театрон» нуждается в помощи креативных помощников. Продюсер Наталья Сажина обратилась к публике с предложением объединить усилия и сделать свой вклад в искусство – как именно, можно узнать в сообществах продюсерской компании в соцсетях и/или обратившись к ней лично.
Этот материал прошу считать моим взносом.
Елена Трефилова специально для MuseCube
Фото автора