Panis Аngelicus: концерт Полины Осетинской в Доме Радио | статьи на kinoreef

Фото: Bosco Family

18 декабря в Доме Радио состоялся рождественский концерт Полины Осетинской. В этот вечер пианистка исполнила произведения композиторов XVIII-XXI веков, созданные в условиях нескольких христианских традиций.

…зрители постепенно заполнили зал. Его пространство находилось в привычном для Дома Радио сумраке, свет был сконцентрирован лишь на рояле, освещенном электрическими свечами, расположенными полукругом на полу, а также прожекторами и лампами у пюпитра. Огромные своды зала с полуколоннами, балконами, лепниной, запах ладана и прекрасная акустика (которую мы услышим чуть позже) придали ему сходство с храмом. На время выступления прожекторы погасли, и аудитория погрузилась во мрак.

Полина Осетинская открыла концерт исполнением трёх хоральных прелюдий Иоганна Себастьяна Баха на темы известных протестантских хоралов из «Рождественской оратории». Продолжили действие три пьесы из фортепианного цикла Ференца Листа «Рождественская ёлка», посвященные ключевым моментам праздника: «Рождественский псалом», в котором используется мелодия старинного рождественского гимна, «Поклонение волхвов» и «Пастухи у яслей».

В качестве интерлюдии прозвучал католический псалом Сезара Франка на тему гимна «Panis Аngelicus» (Хлеб Ангелов), давший название концерту. Затем музыка перенесла нас в Россию: была полностью исполнена сюита «Святки» Сергея Ляпунова, изобразившая праздничные святые дни после православного праздника Рождества. В основу части «Рождественская ночь» положен тропарь Рождества Христова. «Шествие волхвов» представляет особо любимый русскими композиторами XIX века Восток.

Святочную тематику продолжил «Декабрь» из фортепианного цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского, танцевальная стихия которого положила начало «венку» из вальсов. Далее пианистка сыграла произведения с новогодней историей: нежный вальс из оперы Владимира Ребикова «Ёлка» и знаменитый «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик».

В качестве подарка Полина Осетинская предложила слушателям пьесу своего товарища, современного латвийского композитора Георгса Пелециса, заранее порекомендовав им загадать желание во время исполнения «Новогодней музыки». Свободная по форме, с чертами балладности, музыка совместила в себе множество контрастных по стилистике фрагментов, среди которых — детские песни, темы протестанских хоралов и колокольные эпизоды. После музыкального подарка пианистки звучали продолжительные аплодисменты, ответные подарки, множество цветов. На бис Полина сыграла колядку «Ночь тиха» и произведение католической традиции.

Не обошлось и без историй: по словам пианистки, этим вечером ей хотелось создать тёплую домашнюю атмосферу, в которой музыка чередовалась бы рассказами об исполняемых произведениях. Однако всё пошло немного не по плану, случились технические помехи, и Полина лишь в общих чертах наметила план концертной программы перед своим выступлением. Но несмотря ни на что, нужное настроение создала сама музыка. Двухчасовой концерт пронёсся на одном дыхании, во мраке и полной тишине, без аплодисментов между произведениями и ощущался как великое славословие наступающего праздника Рождества Христова.

Лилия Позднякова специально для Musecube

Добавить комментарий