Во Дворце искусств с 7 сентября по 2 октября развернулась экспозиция работ молодых художников: участие приняли около 250 художников, было выставлено 430 работ самых разных стилей, жанров и техник.
Я пошла на эту выставку, потому что искусство лечит. И в это непростое для нас время это особенно необходимо. Может, вообще, в любое время функция искусства — быть терапевтичным? Главное, не быть потребителями: если вас что-то вдохновит, примените это с пользой — не только для себя, но и для других. Тогда искусство обретёт для нас настоящую значимость.
На выставке впечатлило большое количество психологических картин и инсталляций. Мои ожидания оправдались. Самый первый от входа арт-объект насыщен психологизмом: это работа «Социальные поглаживания» Надежды Хмыль. Автор задается вопросами: на что мы готовы ради получения одобрения? как часто нам нужно внимание? испытываем ли мы его нехватку? Работа представляет собой картину в раме, где прикреплена объёмная рука на палке. И действительно, как часто наши действия продиктованы желанием одобрения? Как много наших поступков совершены не для наших ценностей, а просто чтобы получить немного любви? Тут есть о чем задуматься, ведь если не разобраться в себе, можно искать «поглаживания» долгое время с риском потерять самого себя. Чтобы наши паттерны поведения изменились, нужно в своих действиях увидеть эту руку, которой мы хотим себя погладить. И отделить естественную нужду признания от важных нам людей, от навязчивого желания одобрения всеми подряд. Несмотря на кажущуюся несерьёзность проблемы — она серьёзна. Ведь если мы так неосознанно живём, мы будем давать такой же пример и своим детям, и кто знает, на каком поколении это закончится, и сколько ошибок близкие люди успеют совершить. Мне нравится, что тон выставки задан такой работой.
Расскажу о тех произведениях, которые особенно произвели на меня впечатление.
Психологизм и эстетика отлично гармонизируют в работе Ирины Йылмаз «Быть собой» (холст, акрил). На полотне изображена девушка, лицо которой представлено разноцветными мазками краски, — виден только один глаз, думаю, чтобы лицо не теряло антропоморфности. Силуэт — в виде синих лепестков. Казалось бы, культ индивидуализма и так процветает в обществе, но может быть, индивидуальность и индивидуализм — это не одно и то же? И истинная красота индивидуальности она такая: неожиданная и самобытная, как нарисовала Ирина. Да и не факт, что она подсвечена, и видна всем и каждому. Возможно, когда человек по-настоящему индивидуален, то он просто чувствует цветение и краски внутри себя, совсем необязательно, что он кажется индивидуальностью всем и каждому — в привычном выражении — через одежду и аксессуары, но эта та красота, которую мы не можем себе объяснить, она всегда новая и уникальная. Думаю, что работа Ирины об этом, и о том, что к такой красоте и самобытности необходимо стремиться, не делая это самоцелью.
Мне понравился пейзаж на стыке классицизма и модерна, «Апрель» Павлы Короткой (холст, масло, поталь). Картина изображает худенькие, голые деревья в оранжевых и темно-коричневых тонах, некоторые из них выполнены из потали, что меня и привлекло. Я думаю, позолота тут выступает как предвкушение цветения, приближающегося триумфа лета. Мне такие картины по душе, потому что природа, на удивление, одухотворена, и если прислушиваться к её сигналам, присматриваться, изучать её гармонию, можно обрести нового друга, который будет с тобой в любое время. Это качество природы — отражать нас самих и загадки жизни — бесценно.
И вот я стою перед картиной «В ожидании весны» (холст, акрил) Кирилла Орсика. Снова тема природы. На картине изображён человек, который сидит возле окна, подперев рукой щеку, — на улице сушится одежда. Человек и предметы рядом — окно, жалюзи, растения на подоконнике — нарисованы коричневой краской, а все вокруг — бирюзовой. Почему так? Наверное, человек ждёт, когда в его жизнь придёт что-то новое, ведь весна — это символ возрождения и надежды. Отношения человека и природы — это важная тема, особенно в эпоху тотальной цифровизации.
Тему метафизики природы и мифологии раскрывает картина Александры Галенко «Сказка о поющем солнце». На картине изображено солнце — с лицом заливающегося от хохота человека. Картина позитивная. И она о гармонии. Солнце — это звезда, которая светит миллиарды лет. Каждое мгновение. Может, если и мы найдём себя, то светить и гореть нам будет несложно и радостно?
Я люблю импрессионизм. Если художник талантлив, то своими работами он порой попадает прямо в сердце. В моё — попала картина Анны Плотниковой «Пепел» (холст, акрил, смешанная техника). На картине изображено причудливое буйство серых и белых красок. Если рассматривать пепел, как нечто сгоревшее, — то, что раньше было предметом, объектом, явлением, отношениями, — то видишь, что и пепел утраты тоже имеет значение. Пепел — это наши попытки, ошибки, в результате которых мы получили опыт. И опыт этот прекрасен, ведь им можно поделиться с кем-то…
Тему взаимодействия человека и ещё одной метафизической единицы — города — поднимает в своей работе Анна Семилетова. Очень интересная картина — на ней изображена девушка в стиле привитимизма с задумчивым выражением лица. Все пространство вокруг заполнено ключами — разных размеров и форм; их много, очень. А над головой героини — ключ, коронка (отпирающая часть) которого выглядит, как корона. Интересный образ, не так ли? Эта визуальная мысль чем-то перекликается с идеей социального поглаживания. Среди множества вариантов поступков и деятельности мы, если в нас не хватает стержня, будем выбирать то, что обеспечит нам социальную защиту в виде такой короны — это может быть престижная работа, удачный брак, удачная виртуальная самопрезентация… Вспоминается фильм «Прекрасная зелёная», где люди избавились от всего хлама и стали жить в согласии с природой. Может, и с нами такое когда-нибудь случится, если мы сместим фокус с потребления на созидание?
На выставке большое количество картин о мире живой природы. Одна из таких работ — «Лось» Елены Тристень: вокруг животного — грибы, растения. Милая картина про то, что быть лосем неплохо. Похожая картина — «Енот»: на переднем плане зверёк, а вокруг еда, которой он питается.
Из картин в жанре абстракционизма мне понравилась работа Ирины Суковой «Нивар», о небольшом городе в Испании.
Очень откликнулась работа Kate Shi «61-4-35». Автор затрагивает очень острую сейчас тему экологии. Картина представляет собой синее полотно на котором изображены черточки трех цветов — белые, оранжевые и чёрные. Белые (их 61% от всех черточек) — это сельскохозяйственных животные, наша еда; чёрные, их 35% — это мы, люди; оранжевые — все остальные животные от мышей до китов. Эти цифры шокируют, честно говоря. Что же делать? Автор предлагает перейти по qr-коду и посмотреть фильм Дэвида Аттерборо, составить свои выводы и план действий. Неудивительно что картина уже продана, тема действительно актуальная и не терпящая отлагательств. Когда смотришь на неё, начинаешь задавать себе вопросы: к чему приведёт неразумное потребление? что лично я делаю хорошего для планеты?..
Ещё одна ее работа называется «576». 576 — это количество часов, которое нужно пчеле, чтобы произвести одну ложку мёда. Удивительно, правда? Автор предлагает подумать, насколько серьёзно мы готовы относиться к свои целям, готовы ли мы регулярно посвящать им свое время. Отличная работа!
Третья картина Kate Shi «70-30». На фоне сот изображён прямоугольник из чёрных черточек — это исчезающие пчелы. Соты — это культура, которая нуждается в опылении. Если пчелы исчезнут, у нас не будет урожая. Вот насколько мы связаны с природой! Подробнее об этом можно было прочесть по qr-коду на картине.
Кстати, чтобы действовать смело, тоже нужно приобрести привычку к храбрости.
Перейдём к более позитивной теме.
Очень задорная и весёлая инсталляция у Ирины Котовой. Называется «Трансформация/занавес». Инсталляция выглядит так: справа висит картина, изображающая нечёткий силуэт — слева картина в раме изображает некую роль, которую сомневающийся хочет исполнить, а в центре висит занавес, из-под которого смело являет себя трансформация реального человека и желанной роли. Выглядит это триумфально и весело, честное слово! Прямо начинаешь припоминать ситуации, где куксишься, и думаешь, ну и что страшного случится в масштабе вселенной, если я позволю себе быть смелым?
Привлекла внимание скульптура, которая представляет какую-то неразборчивую абстракцию, объектность которой угадывается только через зеброобразную окраску. Я бы назвала эффект, который вызывают такие работы, экзистенциальным наслаждением: смотришь и чувствуешь удовлетворение просто от того, что зебры существуют.
Добрая и весёлая работа Натальи Романовой называется «Доктор на месте». Картина в стиле примитивизма: на полотне чёрного цвета изображён розовый стол, за которым сидит доктор… Кот! Так и написано на столе: «доктор Кот». На столе лежат книги Лебона и Бернейса.
К столу прикреплена табличка, которая гласит: «Психологическая помощь, $5». Сумма небольшая по сравнению с ценами на услуги современных психологов, согласитесь? Автор обращает наше внимание на то, что мы иногда упускаем из вида: коты те ещё специалисты, и если включиться в терапию, которую он предлагает, то можно, во-первых, обрести настоящего друга, а во-вторых, сохранить нервную систему и печень. Заманчиво. Думаю не зря эта картина уже зарезервирована, она того стоит.
Про то, где живёт личность, выразительно напомнил нам Александр Арцыман своей картиной акрилом «Temple of personality» («Храм личности»). Александр изобразил фигуру человека, покрытую листьями, в его сердце — окошко, а из шеи поднимается, как из дымовой трубы, уютный дымок. Личность, как и миллионы лет назад, « живёт» в сердце. Не во внешних потребностях, не в столько в целях, сколько в намерениях, т.е. не в чем-то внешнем, а внутри нас. И когда топишь свою печку-личность, то можешь окуривать окружающих ароматным дымком надежды.
Ещё одна прекрасная концептуальная работа художницы Полины Барушко. Изображена девушка, у которой на голове крылья. И красивым курсивом написано: “Love is blind”. Когда смотришь на картину, чувствуешь попадание в точку, ведь и правда бывает так, что влюбляешься и приобретаешь крылья, но теряешь способность критически оценивать объект влюбленности.
Но сильнее меня впечатлила другая работа того же автора: портрет дамы эпохи гуманизма, которая сидит в 3D очках. Надпись на картине гласит: “I am humanist”. Куда мы шли, и куда мы пришли? Антропоцентричное мировоззрение перевернуло мир, но и исказило его восприятие. Люди бегут в жажде прогресса и при этом не могут убежать от себя и подавляемых проблем: духовной нищеты, домашнего насилия, сексуализации всего сущего, гонкой за обогащением, стигматизацией непохожих людей. Мы провозглашаем права и свободы, но забываем об ответственности и обязательствах. Гуманизм поставил человека в центре мироздания, но там ли ему место сейчас? И главное, хочет ли человек в этот центр, учитывая повсеместную цифровизацию и одержимость техническим прогрессом. Думаю, что картина именно об этом.
Инсталляция Анастасии Сильченко «Deep (recession)» тоже затрагивает тему антропоцентризма, а точнее одной его грани: индивидуализма. Сейчас у людей есть все, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Но находят ли люди в этом утешение? Находят ли в этом опору? Нужно ли выпячивать свою индивидуальность? Да, может быть какой-то штрих в одежде, в стиле — это неплохо. Но когда одержимость внешностью — повод задуматься. Хотя внешний вид можно расценивать, как и метакоммуникацию в мире скоростей.
Закончу статью анализом работы Натальи Липской «Мне некуда спешить».
На картине изображён фантастический пейзаж в розово-фиолетовых тонах. В центре озера держится на воде человек, мечтательно сомкнув глаза. Сначала я подумала, что это что-то про гармонию. Но когда присмотрелась, поняла что, скорее, про побег от реальности. Не надо бояться ошибок и порицания, все это пройдёт. А хорошее останется навсегда.
Подведём итог выставки. Она была разнообразна смыслами и формами. И все же есть определённый узор времени, который сложился из работ художников. Современные творцы открыто говорят и о проблемах мира (удручающая экология, психологические проблемы и осмысление самых разных тем). И так же смело дают ответы и выходы из сложившихся ситуаций: думать глубже, быть смелыми, утвердить свои ценности, заботиться о природе и ценить то, что нам дано.
Прекрасная выставка, наполненная многими смыслами и подводящая к размышлениям!..
Аня Бриштен специально для MUSECUBE
Фотографии автора можно увидеть здесь