Наша встреча с музыкантами проходит в малеханькой уютной кофейне рядом с Дворцом Белосельских-Белозерских, где базируется оркестр ГАСО. Зал украшен пряничными домиками, сверкающими гирляндами; в огромных бардовых чашечках остывает благоуханный кофе, играет новогодняя музыка. Одним словом, царствует предпраздничная атмосфера, которая резко контрастирует с тем, о чем пойдет наш разговор.
Закулисье традиционного творческого мира кажется постороннему наблюдающему красивым, загадочным, возвышенным. Время от времени это так. Но иногда случается, что закулисье стает в самом неприглядном свете – пугающем, ввергающем людей, которые обитают в нем, в состояние паники от того, как сложится их предстоящая судьба.
11 декабря 2020 года музыканты Санкт-Петербургского Академического Симфонического Оркестра обратились с открытым письмом к губернатору городка. В письме содержатся просьбы не поменять позицию устава коллектива, в согласовании с которой наделение одной персоналии возможностями художественного управляющего и директора нереально, также воспрепятствовать предназначению (уже третьему с 2007 года) на руководящую должность в оркестре дирижёра А. В. Титова.
В связи с событиями, происходящими вокруг 1-го из ведущих городских обществ, корреспондент Musecube повстречалась с работающими в нем музыкантами, которые откоментировали беспримерную для сферы искусства ситуацию, в какой они оказались.
– В чем причина решительного выступления коллектива ГАСО: что принудило музыкантов отложить инструменты и взяться за авторучки? Сложившаяся ситуация, возможно, оказывает на данный момент очень негативное в психическом отношении воздействие на оркестр, в особенности беря во внимание ситуацию с пандемией и ограничениями, с ней связанными.
Источник ГАСО 2: Оркестр – это непростой организм, состоящий из людей. И кроме того, что эти люди мастера собственного дела, они к тому же творческие личности. И эти люди не привыкли к оскорблениям, к манипуляциям. При всем этом наш оркестр, мягко говоря, «не обласкан»: у нас нет ни грантов, ни огромных денежных гарантий, у нас задачи с вещественной базой, которые на данный момент удачно решаются нашим директором – Е. С. Анисимовой. Мы в первый раз за много лет осуществляем закупку музыкальных инструментов!
Музыкант – это человек, работа которого связана с положительной эмоцией, даже когда мы играем музыку драматическую. Мы должны мыслить о том, как мы ее играем, а не о том, когда приходит дирижер, как он с нами обращается, в котором психическом состоянии мы находимся.
– Как для вас работается с новеньким дирижером?
Источник ГАСО 2: Могу сказать, что концерты под управлением Игоря Томашевского были встречены аудиторией (с первого же концерта) не попросту тепло, а весьма тепло! Поэтому что, непременно, то, с чем выходят на сцену, имеет значение. И то, как встречают на данный момент оркестр, как играет программка, как публика рукоплещет, орет браво, а опосля «Кармен-сюиты» Бизе-Щедрина встает, является показательным.
– Как это можно осознать из текста письма, до недавнешнего времени атмосфера на репетициях ГАСО далековато не благоприятствовала творчеству… Если в протяжении стольких лет были такие сложные дела, недопонимание, не было продвижения оркестра, новейших проектов, почему это не выносилось на публику? Почему о дилеммах оркестра молчали?
Источник ГАСО 2: Посреди музыкантов не принято о этом гласить. «Теплая вода дороже, чем прохладная».
Не принято, и это верно, в Петербурге гласить о таком. В наших интересах гласить о том, что мы не желаем ничего, не считая как почтительного дела к для себя.
Мы беззащитны в данной для нас ситуации.
Источник ГАСО 1: Мы исполняем свои обязательства в том плане, что мы никогда не подвели ни 1-го дирижера, солиста, заказчика.
Мы до крайнего времени выходили на сцену с бывшим основным дирижером, хотя 53 из 70 человек состава оркестра не хотят этого созодать под его управлением – это очевидно следует из содержания открытого письма.
В свете этого мы желаем осознать, почему нам меняют Утомившись, для чего это делают? Чтоб поменять Утомившись, нужно заручиться поддержкой работников, выяснить у состава ГАСО, как музыканты к этому относятся.
Музыканты ответят, что они относятся негативно, поэтому что для нас самое основное – это защита, это спокойствие, с которым мы можем выходить на сцену, чтоб у нас не тряслись руки. Попытайтесь сыграть концерт с трясущимися руками.
– Почему подписи поставили не все артисты?
Источник ГАСО 2: Кто-то оказался дома на изоляции из-за пандемии, некая часть людей испугана положением дел, имеющим пространство быть на нынешний денек.
– Мне постоянно казалась достаточно необычной репертуарная политика творческого управления ГАСО в крайние годы: почему оркестр, который по идее должен созодать упор на классику, играет в таком количестве музыку из кинофильмов?
Источник ГАСО 1: Ответ по сути довольно обычный.
Традиционная музыка может простить все: не тот темп, не ту артикуляцию, неведение текста и читку с листа. Воззрений, о том, как следует ее играться, страшное количество! Эта музыка как пластилин, из которого можно лепить все. Но одну вещь она не терпит. (Делает паузу).
– Какую?
Источник ГАСО 1: Отсутствие собственного видения. Мы можем знать, как дирижировал ее Караян, мы можем знать детально, какими штрихами играл ее Оркестр Венской Филармонии, но если дирижер не понимает, какими штрихами желает, чтоб ее играл коллектив, и единственное, о чем он гласит, что “у Мравинского темп был вот таковой, поэтому я тоже желаю так”, то почему нам не поставить пластинку и не слушать, как Мравинский исполнял это произведение? Для чего нам созодать несуразную копию?
Цитируя Никитина: «Копия – это тоже самое, что бутылка без вина».
Источник ГАСО 2: Необычной была не только лишь репертуарная политика. Давайте посчитаем. Сколько гастрольных поездок за крайние 4 года было у оркестра? Ни одной.
Сколько культурных проектов возглавил прошлый худрук в рамках нашего оркестра?
Ни 1-го. Наиболее того, уже имеющиеся культурные связи стали прерываться, оркестр быстро терял способности взаимодействия с иными учреждениями и коллективами. Директор Анисимова пробовала всеми силами спасти их, ее старания были явны для коллектива. Мы весьма возлагаем надежды, что сможем стремительно вернуть способность к схожему партнёрству: на данный момент администрация и художественное управление в первый раз за длительное время работают слаженно и конструктивно ведут взаимодействие меж собой на благо музыкантов.
– О чем Вы желали бы сказать в конце нашего интервью, с каким предложением обратиться к тем, кто может воздействовать на ситуацию?
Источник ГАСО 1: Оркестр СПб ГАСО состоит из суровых проф людей. Коллективу нужно предоставить способности проявить себя. В крайние несколько недель очевидно наметилось движение конкретно в этом, верном направлении: оркестр показал способность к достойному творческому взаимодействию с выдающимися солистами и именитыми приглашенными дирижёрами, с огромным фуррором у взыскательной петербургской публики исполнил целый ряд программ, требующих наибольшей мобилизации технической и чувственной составляющих творческого процесса. Для нас весьма принципиально сохранить это чувство спокойствия и сосредоточенности на художественных задачках. Возвращение к ситуации, имевшей пространство ранее, будет удручающим фактом, одной из самых грустных страничек истории оркестра, которому мы принадлежим всей душой. Возлагаем надежды, что мы будем услышаны, и нам дадут тихо работать. Сегодняшнее управление ГАСО, сейчас, показало способность и, что в особенности радостно, искреннее рвение к поддержанию конкретно таковой, здоровой творческой атмосферы в коллективе.
Алена Шубина-Лис специально для Musecube
Фото предоставлены ГАСО