Уже на протяжении десятилетий это событие не только музыкальное и светское, но и телевизионное. Австрийская общественная телерадиокомпания ORF с 16 камерами и специально снятыми предварительно фильмами готовит свою самую популярную в мире продукцию. Благодаря телеканалу "Россия К", который начнет трансляцию из Вены в 13:15 московского времени 1 января, наша страна станет одной из 92 стран мира, в которых около 50 миллионов человек превратятся в самую грандиозную аудиторую симфонического концерта.
Чуть больше недели назад правительство Австрии неожиданно объявило о новых противоэпидемических ограничениях с 27 декабря, согласно которым на собрание свыше 1000 человек можно прийти только при наличии уже трех прививок и свежего ПЦР-теста. Венский филармонический концерт взял пару дней на размышление, а потом объявил, что выбрал ограничить число зрителей в 1000 человек — с двумя прививками и свежим ПЦР-тестом. Только партер и ложи Золотого зала будут заняты 1 января цветом австрийского общества и счастливцами, приехавшими из других стран, а люди, с большим трудом получившие билеты на балкон и галерею (чтобы попасть на Новогодний концерт, надо выиграть недешевые билеты в лотерею или заплатить совсем большие деньги перекупщикам), получат места на Новогоднем концерте 2023 года.
"Даже если эти меры представляют собой особую сложность с точки зрения логистики и требуют высокой степени понимания и готовности присособиться со стороны всех, мы рады, что на сей раз Новогодний концерт снова может пройти с публикой", — заявил председатель правления оркестра Даниэль Фрошауэр, пообещавший всем слушателм, теряющим свои билеты, немедленную бронь на следующий новогодний концерт.
За пультом в этом году будет стоять Даниэль Баренбойм — яркий, любимый публикой артист, которому уже в третий раз доверено музыкальное руководство Новогодним концертом. Еще в 1965 году знаменитый музыкант впервые выступил с Венским филармоническим как пианист, а с 1989 года регулярно дирижировал этим всемирно признанным оркестром, в том числе и на новогодних концертах 2009 и 2014 года.
Итоги года: опера, балет и концертные залы ставят рекорды
Программа Новогоднего концерта всегда состоит в основном из вальсов, полек и маршей композиторов семьи Штраус и некоторых их современников, но отличается от года к году специально выисканными "изюминками". На сей раз программу, которую тщательно составляют совместно председатель правления оркестра, его директор и приглашенный на этот год дирижер, откроет не столь известный марш "Феникс" Йозефа Штрауса (назван так в честь компании-производителя карет), а завершит, как обычно, "Марш Радецкого" Иоганна Штрауса — сына (написанный в честь подавления войсками фельдмаршала Радецкого восстания в Италии в 1848 году, эта музыка стала сквозной метафорой одного из главных произведений австрийской литературы — одноименного романа Йозефа Рота о конце австро-венгерской империи). В качестве раритетов прозвучат произведения Йозефа Хелльмесбергера-младшего (1855-1907) и Карла Михаэля Цирера (1843-1922). Шесть из восемнадцати произведений — впервые в программе Новогоднего концерта. И только кажется, что "легкую" музыку играть легко — Баренбойм, например, проводит пять репетиций к концерту.
Первоначально Венский филармонический оркестр — особый кооператив музыкантов оркестра Венской оперы, основанный в 1842 году и действующий по своим внутренним правилам, -весьма снисходительно относился к "развлекательной" музыке Штраусов и не исполнял ее в своих филармонических концертах. В конце XIX века эту "блокаду" удавалось прорывать лишь эпизодически. Все изменилось в 1920-е годы, когда сначала Артур Никиш, а затем Феликс фон Вайнгартнер стали включать вальсы и польки в свои филармонические программы. Наконец, с 1929 по 1933 год Клеменс Краус стал каждый год исполнять целый концерт из музыки Штраусов на Зальцбургском фестивале, постоянным оркестром которого является Венский филармонический. Первые новогодние концерты в Вене прошли, как пишут на сайте коллектива, "в темный период истории Австрии и оркестра" — то есть когда Венский филармонический был одним из самых почитаемых культурных институтов Третьего рейха, одни музыканты были изгнаны, а другие гордились своим членством в нацистской партии. Именно Клеменс Краус провел 31 декабря 1939 года концерт из вальсов и полек Штраусов.
Однако такие сложные обстоятельства возникновения не помешали продолжению традиции в послевоенные годы — сначала в контролируемой союзниками, а потом уже и в суверенной новой демократической Австрийской Республике. Отбыв двухгодичный запрет на управление оркестром, Краус вернулся к дирижированию Новогодним концертом в 1948 году и продолжал вести это дело до своей смерти в 1954. Следующие 25 лет концертом руководил Вилли Босковски — любитель подирижировать, на манер Штрауса, со скрипкой в руке. Настоящей мировой славе концерта послужило то, что с 1980 по 1986 год им руководил всемирно известный американский дирижер Лорин Маазель. А с 1987 года перешли к практике приглашения каждый год специального дирижера. Хотя некоторым — как, например, Даниэлю Баренбойму — такая честь выпадает несколько раз.
Василий Бархатов поставил в Перми оперу "Фауст" Гуно
Остается заметить, что с той же программой, что и утром 1 января, оркестр выступает вечером 31 декабря, и на этот концерт обычно легче — и не так дорого — достать билеты. А зал уже убран тысячами цветов, аранжированными лучшими венскими флористами. Телевизионщики ведут предзапись к главной трансляции, которая пойдет на весь мир на слеудющее утро. Эта трансляция — по существу главная витрина страны. В телевизионную версию концерта будет включен танец в исполнении артистов Венского государственного балета в постановке его художественного руководителя Мартина Шлепфера на музыку вальса Иоганна Штрауса — сына "1001 ночь" и полька, которую будут "танцевать" кони знаменитой венской Испанской школы верховой езды. Костюмы — австрийского дизайнера Артура Абрессера, сообщается в пресс-релизе. А в антракте концерта зрители увидят красивый фильм режиссера Георга Рихи об австрийских объектах всемирного наследия ЮНЕСКО.