Московский VK Fest 2023: Выходные в стиле «Поп & Арт», День 2 | статьи на kinoreef

Не успел отгреметь первый день VK Fest 2023 в Москве, как пора было собираться на второй – воскресенье обещало быть жарким во всем смыслах, как бы банально это ни звучало. Что программа, кропотливо собранная командой мероприятия, что погода, отменившая свои планы на осадки, бросали посетителям фестиваля единственный вызов – как составить свой маршрут так, чтобы успеть если не всё, то максимум из возможного?

И среди ответов на этот вопрос есть один вполне очевидный: импровизировать! Ведь делать это на фестивале так или иначе приходится всем: и организаторам, умело рулящим расписанием, которое вечно норовит выйти из установленного тайминга, и зрителям, перемещающимся между всеми точками в разных концах парка, и даже выступающим – для кого-то это профессиональная стезя, для кого – попытка справиться с внезапными ситуациями. Так и полуспонтанная идея корреспондента MUSECUBE с объединением всех посещенных активностей под заголовком «Поп & Арт» и во втором заходе получила логичное продолжение.

Перед тем, как полностью переключиться на музыкальную составляющую VK Fest, было решено посвятить первую часть воскресного дня всему, попадающему под категорию «Арт». В зоне «Творчество», которую представляли самые разные сферы, можно было послушать о поэзии, поиске вдохновения и принципах знакомства с современным искусством от лекторов «Синхронизации», поучаствовать в мастер-классах по росписи и гаданиям от Государственного исторического музея, найти новую любимую книгу в Smart-библиотеке имени Анны Ахматовой или узнать о свежих новинках и поучаствовать в квизах от Киностудии Горького.

Театралы могли заглянуть в тематический шатёр, насыщенную программу для которого подготовил московский «Современник». Так для всех желающих актер театра Ефим Белосорочка провел тренинг по сценической речи: участники становились в круг и выполняли задания, развивая речевые навыки и внимая профессиональным советам своего наставника. Казалось бы, что сложного – повторять звуковые сочетания! Но только оказавшись на ученическом месте, стновится понятно, что это совсем не так просто: голова кипит, получается иногда не сразу, но в игровой форме и добром окружении боязнь отступает, а на первый план выходит азарт и позитив.

После актриса «Современника» Татьяна Корецкая выступила с рассказом о театре, его истории и актуальных постановках, пригласив собравшихся еще успеть застать завершающийся театральный сезон или прийти в стены легендарного театра уже осенью. И, конечно, как и практически в каждой локации, посетителей ждал розыгрыш фирменных подарков.

Те, кто следит за современным искусством и развитием креативных институций в стране, непременно заглянули в зону «Знание. Лекторий», где проходила дискуссия с участием ведущих представителей совриска – арт-директоров, художников и кураторов: Сабины Чагиной, Яна Посадкого, Игоря М. Намаконова и Алексея Майорова. Модерировал общение Дмитрий Барсенков, генеральный директор арт-кластера «Октава». Главной темой стали региональные инициативы и их влияние на развитие креативной индустрии в России. Инициатива – будь то художника, бренда или даже официальной структуры – это действительно движущая сила. Искусство рождается из стремления художника создавать, реализовывать себя и говорить с аудиторией через творчество, а с помощью поддержки оно может выйти из андеграунда и тени на свет, помогая мастеру обрести более громкий «голос», а пространству вокруг сообщить что-то важное, тем самым став интереснее, живее и красочнее. Сложные процессы согласования и реализации со временем становятся более понятными и гибкими, что отметили все собравшиеся, появляются новые форматы взаимодействия с аудиторией – например, онлайн-витрины креативных продуктов (такие, как проект Wonderussia). Активно поддерживаются кластерные инициативы (и тульская «Октава» тому – очень хороший пример), продолжают появляться галереи, арт-объекты – даже там, где к тому же уличному искусству, порой очень смелому, аудитория может быть пока не готова. Но, как говорится, «Москва не сразу строилась», а потому спикеры отмечали, что видят большое количество перспектив в том, каким становится искусство и взаимодействие с ним.

И в качестве логичного продолжения знакомства с совриском маршрут завернул к упомянутому Яном Посадским арт-объекту «Большая скульптура №2» в исполнении воронежского художника Ивана Горшкова. Поскольку Иван в своем творчестве часто осмысляет культурные коды современности, его творение для VK Fest стало продолжением этой мысли, соединенной с технологиями и социальными сетями. Горшков придумал создать нетривиальную визуализацию того, что давно уже стало частью нашей реальности, поработав с нейросетью, в которую предварительно загрузил разные картинки с мемами и другими атрибутами диджитал-общения. И то, что получилось, превратилось в пневмоскульптуру в фирменных цветах фестиваля. В ней странность граничит с забавностью, но не улыбнуться, даже просто проходя мимо, будто бы невозможно – вложенную душу художника не заглушило даже сработавшее в синергии достижение технологического прогресса.

Дальнейший маршрут планомерно перемещался в категорию «поп» и концентрировался на музыкальной Синей сцене – здесь, в самой главной точке притяжения фестиваля, вот уже второй день звучали выступления ключевых имен российской сцены. С каждым новым сетом людей прибывало всё больше: кто-то ждал своих любимых артистов и пробивался поближе к сцене, а кто-то был рад видеть абсолютно всех артистов и наслаждался праздником, сидя на лужайке неподалеку, но не отрывая глаз от экранов. И ведь смотреть было на что! Многие исполнители тщательно готовились к своим выходам, прорабатывая возможности по костюмам, декорациям и режиссерским решениям. Обычно фестиваль – то место, где у артистов не всегда есть возможность включить креатив в силу частой смены оборудования или непродолжительности выступления, даже исполнять много нового материала – это риск, ведь аудитория может собраться самая разная, поэтому часто в ход идут главные хиты, обгоняя на этом пути выбора эксперименты. Но VK Fest решил разрушить все эти стереотипы, создав для артистов и их команд комфортные условия, в которых можно устроить яркое шоу и порадовать звуком и картинкой всех, даже зрителей трансляции.

Такое творческое раздолье подарило радость не только поклонникам, но и самим выступающим. И, кстати, список последних – отдельное удовольствие для поп-меломанов от мала до велика. Так Клава Кока провела свой сет в образе богини Венеры, а визуальный ряд составляли морские глубины и их обитатели. На песне «Костер» на сцене возникла жемчужная раковина – вышла такая современная версия «Рождения Венеры» Боттичелли.

Ёлка стала как раз той артисткой, которая не побоялась презентовать на широкую публику еще не вышедшую композицию – кавер на трек Михея «По волнам». Этот музыкант оказал большое влияние на становление исполнительницы и очень дорог ей – таким трибьютом она открыла своё выступление, пронизанное искренностью. «Всё зависит от нас самих», «Заново», «Не брошу на полпути» – этими песнями Ёлка говорила с аудиторией о важном и вечном, чтобы люди, слушая, подумали о чем-то своём. А для завершения был выбран трек «Город обмана», который будто замкнул лирическо-ностальгическое настроение сета.

Zivert построила своё выступление на лучших образцах западных шоу: костюм-трансформер с футуристичными элементами, возвышающаяся платформа, компиляции в формате попурри, цветной дым, интересные хореографические решения. А на исполнение Forever Young и «Не болей» компанию исполнительнице составил приглашенный гость, открывший в тот же день программу Белой сцены, – музыкант LYRIQ.

Вместе с JONY зрители максимально приблизились к Луне – именно она стала главенствующей декорацией, которая придала музыке ощущение метафорического космоса. Возможно, где-то в глубине смыслов была отсылка и к «Маленькому принцу», JONY действительно чем-то похож на героя из сказки – только она обязательно должна быть музыкальной! И в ней, как и не фестивале, не обошлось без хитов «Ты беспощадна», «Титры», «Никак» и «Комета».

Одной из легенд, выступавших в этот день на Синей сцене, стала Лолита. Лолита – давний адепт жизни «без комплексов», поэтому во всем её образе читалась такая честность и, как любят говорить, трушность, что это располагало к себе моментально. И хоть фору молодым коллегам давать Лолита не планировала, она абсолютно заслуженно получила горячий прием публики всех возрастов. Спев «Пошлю его на», «Ориентация Север», «Шампанское», «По-другому», Лолита повторила перфоманс из 2017 года – тогда её выступление (и, если точнее, образ) на другом фестивале стало интернет-сенсацией за счет экстравагантного обтягивающего комбинезона. Лолита решила именно в нем снова выйти на сцену, теперь уже VK Fest, но до определенного момента – до песни «На Титанике» – держала интригу, скрывая свой настоящий лук за оверсайз-пиджаком: «Я подумала: “Ну, в 23-ем я могу повторить подвиг и дать вторую жизнь этому комбинезону”». И под овации публики скинула лишнее, оставшись как раз в том самом предмете одежды, вызвавшем столько реакций что тогда, что сейчас. И хоть позже певица призналась, что готова к новой порцией мемов и сравнительных фотографий, её это совсем не смущает, а даже веселит – впрочем, выглядит Лолита потрясающе, а её смелость и творчество всегда будут вызывать восхищение и позитив.

Завершал московский VK Fest этого года Баста – артист, собирающий стадионы, чьи треки давно приобрели статус народных и в какой-то степени стали культовыми для нескольких поколений слушателей. Его выступления готовы были дожидаться, несмотря на сбившееся по времени расписание сцены, чтобы спеть и «Осень», и «Любовь без памяти», и «Мою игру», и «Сансару», и другие любимые композиции, включая, конечно, и «Выпускной» (он же «Медлячок»), как раз ставший финальным на этом музыкальном празднике.

VK Fest попрощался со зрителями до следующего года, но, кажется, уже можно предположить, что задача пройтись по любимым и новым фестивальным маршрутам в 2024 превратится в еще более увлекательный квест.

Евгения Троицкая специально для MUSECUBE
Фотографии Эльвиры Салиевой можно увидеть здесь и здесь
Фотографии Виктории Камневой можно посмотреть здесь и здесь
Фотографии Татьяны Вальяниной можно увидеть здесь, здесь и здесь

Добавить комментарий