Совершенно композиторы 30-х годов замаскированы создателем под музыкальными именами: Тоников, Субдоминантов… Но точность биографий в этом случае не принципиальна. Понятно, что главную в роль в «Кубанских казаках» сыграла Ладынина, а не Орлова, а роман у Дунаевского был с Лидией Смирновой, а не с величавой кинодивой Любовью. Но все это искупается шикарной музыкальной драматургией, которая замечательно удалась создателям спектакля.
Театр "Мастерская" Григория Козлова открыл сезон
Постановщики смогли тут то, что совершенно изредка кому удается на сцене: показать авторскую кухню гения, показать, как конкретно и из какого сора появляются шедевры.
Выразительный прием явлен нам в самом начале спектакля: Любовь (Лена Терентьева), переодеваясь за ширмой, напевает некоторую мелодию. И мы узнаем песенку Мэри из кинофильма «Цирк», хотя по сюжету — и до «Цирка», и до его музыкального триумфа еще весьма далековато. Но — огромная тень кинодивы, которая, в сути, занята таковым будничным делом, растет до звезд. И становится понятно: песни, которые по велению Вождя, должны достигать небес, уже кое-где зреют и обязательно родятся.
Совершенно почти все бытовые сцены спектакля, иллюстрируемые знакомыми композициями Дунаевского, написанными как бы совершенно «не про то», делают превосходный эффект: узнавания, обновления и какого-то детского веселья. Оказывается, заселение прибывших в дом творчества композиторов полностью созвучно теме конских скачек из «Кубанских казаков», а под «Урожайную» из такого же кинофильма можно славно плясать рок.
Хороший тандем сложился у режиссера-постановщика Ренаты Сотириади с художником Борисом Красновым. Когда на наших очах устанавливается декорация грядущего «Дома творчества», мы лицезреем сначала, что это — форменная кутузка, каземат. Но — вот две-три детали, новенькая подсветка — и вуаля! — перед нами шикарное здание сталинского ампира. Эта метафора не раз опосля обыграется в спектакле: когда мирные стожки сена окажутся шпионами-соглядатаями, а интонацию эры полного ужаса передадут сцены всеобщей «дрожащей» чечетки.
Но — дух витает, где захотит. И истинные живы голуби, то и дело вспархивающие на сцену, станут ясной метафорой таланта, который прыщет наружу и творит вне зависимости от того, какие режимы царствуют за окном.
Совершенно МХАТ сиим мюзиклом «переиграл» себя на собственном же поле: музыкально-танцевальная составляющая спектакля оказалась приметно посильнее фактически драматической. Зал то и дело подпевает творящемуся на сцене — тяжело удержаться от общего драйва, когда звучит, к примеру песня про «удовлетворенность невозможную».
Театр Вахтангова отметит 100-летний юбилей 13 премьерами
Непременно неплох Сергей Шакуров в виде Сталина, уже обжитом им как удачный костюмчик. Весьма убедительна и точна Лена Терентьева. Соглашаешься и с трактовкой Дуни Воробья, предложенной Тимуром Дружковым: чуток странный, несуразный в собственной легкомысленности тип.
Театр можно поздравить: мы узрели превосходный спектакль, правильно отразивший «большенный стиль» эры. А оркестр военно-космических сил, провождающий все действие, придал ему обещанный «галлактический» масштаб.