27 января 2022 случилось, наконец, то, чего ждали многие: спустя почти два года в Москве вновь состоялся концерт мьюзик-шоу «Короли оперетты» — за время существования проекта примкнуть к прекрасному успели жители многих городов России, но в столице это действительно всего второе мероприятие, на которое можно прийти, просто купив билет.
И пусть вас не удивляют новые (хоть и знакомые) лица на разных афишах: с самооценкой и самомнением у артистов все в порядке — название всего лишь подразумевает известнейших опереточных композиторов Франца Легара, Имре Кальмана и Иоганна Штрауса — и потому состав участников шоу может меняться в зависимости от занятости солистов (вплоть до приглашения и дам!).
Выбор именно этих негласно коронованных особ музыкального мира тоже не случаен: все солисты и бОльшая часть балета «Граэль» служат в Московском театре оперетты.
Подавляющее количество зрителей этого концерта — завсегдатаи театра на Большой Дмитровке, 6 — репертуар потому был знаком и по большей части ожидаем, однако же даже далёкому от музыкального театра слушателю за два часа оперетта стала гораздо ближе и понятнее: абсолютно к каждому номеру были даны подводки и пояснения, причём в свойственной для «легкого» жанра манере — с шутками и игрой слов.
По большому счёту, участниками мьюзик-шоу была выбрана очень правильная аллегория: зрителя познакомили с особенной страной в мире музыки, причём страной со своими законами, экономикой, населением, этнографическими и культурологическими особенностями и очень благозвучным названием — Оперетта.
По традиции концерт открывался тостом князя Орловского из оперетты «Летучая мышь»:
«Друзья мои, я очень рад,
Что вы пришли на маскарад.
И прошу вас всех,
Чтоб звучал здесь смех —
Эта ночь дана для утех…»
Примечательно, что все герои этого вечера — Владислав Кирюхин, Давид Левин, Максим Катырев и Юлия Гончарова — заняты в одноимённом спектакле, но в театре, конечно же, невозможно услышать этот номер в том исполнении, как он прозвучал на сцене ЦДУ. С первых же нот вальс Штрауса проник в каждого находящегося в зале и подправил какие-то одному ему известные настройки, чтобы «сладость забвенья» устранила даже малейшие помехи «горьких сомнений». Талант, артистизм и неизменная самоотдача вокалистов порой заставляли забывать, что это всего лишь концерт: каждый номер был ярким фрагментом различных оперетт — настолько ярким, что порой забывалось, что какие-то арии невозможно услышать со сцены театра ввиду того, что некоторые спектакли уже выведены из репертуара. И если ария Николки из оперетты «Бабий бунт» и песня Никиты («Жженка») из оперетты «Холопка» заставили смахнуть скупую слезу ностальгии, то ария Мистера Икс, зажигательная «Шимми», песенка Бони и марш «Ради женщин» послужили мотивацией для поиска в афише МТО ближайших показов оперетт «Мистер Икс», «Баядера», «Королева чардаша» и музыкального представления «Grand Канкан».
Первое отделение концерта, полностью отданное оперетте, сделало логическую подводку к тому, что жанр с более чем вековой историей дал возможность появления и развития таким жанрам как водевиль, музыкальная комедия и мюзикл.
Случайный зритель по возвращении в зал после антракта, вероятно, был бы удивлён, услышав первые аккорды арии Гренгуара из мюзикла “Notre Dam de Paris”, — однако поклонники Владислава Кирюхина прекрасно знают о способности артиста перестраиваться с академической манеры исполнения на современную (неслучайно этот солист занят как в репертуарных спектаклях театра, так и в мюзиклах-проектах («Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина»)). Кроме того, Владислав явно владеет какой-то неочевидной магией: зал практически перестал дышать, нырнув вслед за голосом артиста в бескрайний океан музыки, выдох у зрителей случился практически в унисон — и к сцене тут же устремились почитатели таланта с букетами цветов!
Дабы окончательно стряхнуть морок от вышеупомянутой арии поэта, Максим Катырев и Давид Левин исполнили зажигательную «I wanna Be Like You” из «The Jungle Book», подготовив при том публику к сольному исполнению Давидом песни «Delilah».
Лингвистические способности солистов во втором акте, когда бы исполнены номера на французском, английском и испанском языках, словно специально сбивали с толку лингвистически же подкованных (или же просто знакомых с текстами) зрителей: порой американские горки не сопровождаются подобными сменами настроения и эмоций — вслед за номером Давида прозвучали «Perhaps» (в исполнении Максима Катырева), «Puttin’ on the Ritz» (в исполнении мужского трио) и «Hijo de la Luna» (в исполнении Юлии Гончаровой). Не дав опомниться от трагической судьбы младенца из номера Юлии, на сцене вновь появился Владислав, доведя сидящих в зале практически до слез своим номером «Уходят любимые»…
Очевидно, что отпускать домой посетителей концерта «в растрепанных чувствах» нехорошо, потому, сменив в мгновение ока очередной раз образ, Владислав в окружении балерин зажег с «Деньги вертят шар земной» из мюзикла «Кабаре», заставив зал смеяться и аплодировать.
Номер «У леса на опушке» был стратегически верным: и тебе аплодисменты четко в нужных местах, и зрители, готовые петь вместо артистов, и кодовая фраза «чтоб в избушке отдохнуть», намекающая на близкое окончание вечера…
Однако у страны Оперетты, помимо прочих атрибутов, есть и свой гимн, а потому «Карамболину» (финальную песню из оперетты «Фиалка Монмартра») исполняли, по традиции, все участники концерта и все зрители:
«В нарядных блёстках
Ты на подмостках
Чаруешь взор
Толпы людской!
Карамболина!
Карамболетта!
На свете нет другой
Красавицы такой!»
И пока в ежедневниках нет записей про новые концерты «Королей оперетты», творчество опереточных монархов можно изучать в театре — увидеть и солистов, и балерин можно в любом репертуарном блоке.
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотографии Екатерины Шторм можно посмотреть здесь