Женский симфонический оркестр: без женщин жить нельзя | статьи на kinoreef

15 сентября состоялся концерт «Без женщин жить нельзя», посвященный 10-летию Женского симфонического оркестра.

Этот концерт собрал в Большом зале Московской государственной консерватории великолепный музыкальный вернисаж! Оркестр был той самой составляющей вечера, без которой невозможно было представить этот праздник музыки: он был главным цветом в палитре нот, но благодаря художественному руководителю и дирижеру, лауреату международных конкурсов, кавалеру Серебряного Почетного креста Венгрии Ксении Жарко, стал не кричащим ярким пятном, как в полотнах абстракционистов, но мягким и обволакивающим фоном с картин гениев пейзажа — солировали звезды инструментальной классики (лауреат международных конкурсов и конкурса имени Чайковского, скрипач Гайк Казазян; заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов пианистка Екатерина Мечетина и лауреат международных конкурсов пианист Максим Пурыжинский), звезды оперетты (солисты Московского театра оперетты: заслуженная артистка России Светлана Криницкая, заслуженный артист России Пётр Борисенко, а также лауреат международных конкурсов Павел Иванов) и даже звезды эстрады и кино (народные артисты России Лариса Долина и Дмитрий Харатьян).

В зале царила атмосфера, какая может быть только на подобных, тяготеющих к академизму, концертах: здесь собрались сдержанные ценители благородной музыки, выверенных нот и слаженного звучания. Со стороны организаторов атмосфера любви к музыке и уважения к зрителю была поддержана объявлением каждого номера, а также подготовленными программками и красочными буклетами.

Первым прозвучавшим произведением стала увертюра к опере «Кармен». Дирижерская палочка Ксении Жарко так умело «рисовала» каменную площадь, табачную фабрику и неминуемое приближение главных героев, что, казалось, что все портреты на стенах Большого зала — вслед за Вагнером — признали величие Жоржа Бизе. Возникшие в тишине ноты страсти и темперамента подготовили публику к выходу на сцену Гайка Казазяна — он пожал руку Ксении Жарко и первой скрипке, а затем представил «Цыганские напевы» Пабло Сарасате.

На бис Гайк Казазян исполнил «Мелодию» — третью из цикла скрипичных пьес Петра Чайковского. Любой, кто отдаваясь во власть музыки, хоть иногда бросал взгляд на сцену, не мог не заметить, что музыкант буквально «разговаривал» со своим инструментом — ведь изначально «Воспоминания о дорогом месте» были эпизодом, рассказывающим о месте и времени, когда композитор был счастлив, и хотя этот цикл композитора принято рассматривать не как «музыку-автобиографию», но как «музыку-послание», то звучащая внемузыкальная идея довольно недвусмысленно доносила цитату автора: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Гайк Казазян и 60 прекрасных девушек, безукоризненно владеющих музыкальными инструментами под управлением Ксении Жарко, в тот вечер многократно и неумолимо множили число поклонников классической музыки, как того хотел Чайковский!

Для солирования Екатерины Мечетиной требовалась перестановка рояля, дирижер оркестра, уступая ненадолго своё место молчаливым работникам сцены, кокетливо подняла пальчик и сообщила: «Я ещё вернусь!» — за добродушным смехом в ответ на это заявление время вынужденного перерыва пролетело совершенно незаметно.

Екатерина Мечетина очень ярко и вдохновенно исполнила первую часть из Второго концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова. Этот концерт Рахманинова считается одним из самых известных произведений с подчёркнуто русской душой — он так часто цитируется и звучит в современной культуре (от «Титаника» до аниме), что даже далекие от классики слушатели наверняка в момент исполнения почувствовали себя знатоками. Яркие, наполненные аккорды соло Екатерины были подхвачены темным, тембристым звучанием оркестра, погружающим в пучину океанических глубин и человеческих страстей — такое слияние талантливейшей пианистки современности и самобытного оркестра с мощным, красочным звуком произвело на публику очень сильное впечатление и породило надежды, что творческий тандем Екатерины Мечетиной и Женского симфонического оркестра под управлением Ксении Жарко порадует публику еще не раз.

Следующий концертный номер в исполнении только лишь оркестра под управлением Ксении Жарко стал своеобразным мостиком от классической музыки к опереточной: прозвучал «Чардаш на темы оперетт» Имре Кальмана — знатоки жанра с радостью узнавали любимые мелодии, а любители классики наслаждались игривыми вариациями темпа этого знаменитого венгерского танца — к его мелодическим оборотам и острым синкопам обращались в своих сочинениях и Ференц Лист, и Иоганнес Брамс, и даже Петр Чайковский.

Этот номер стал апофеозом необычайной красоты оркестрового звучания: упругая тема тромбонов сменилась ласковыми переливами арфы и нежной, томной негой струнных в середине. Подлинное блаженство для меломанов! По окончании номера Ксения Жарко представила свой оркестр, состоящий из 60 студенток и выпускниц Московской консерватории и Академии Гнесиных. Первой скрипкой оркестра все 10 лет является замечательная Анна Сазонова. Особые эмоции у публики вызвала группа медных духовых, вышедшая на авансцену (четыре валторны, две трубы, три тромбона и даже туба). Несмотря на молодость, все девушки — настоящие профессионалы, влюбленные в свое дело и составляющие фундамент оркестра. Знатоки подтвердят, что для меди сыграть трехчасовой разножанровый концерт на столь стабильном и высоком уровне – дорогого стоит! Нельзя не упомянуть солисток: Светлану Асташкину (первая труба), Аллу Серякову (первый тромбон) и Наталью Белову (первая валторна).

Исполнение Светланой Криницкой вокального номера «Танголита» из оперетты «Бал в Savoy» было столь трогательным и долгожданным, что каждый, кто хоть раз видел этот спектакль в Московском театре оперетты, под переливы чарующего голоса солистки смахнул слезу ностальгии и вспомнил Пала Абрахама и фейерверк музыки и красок этой постановки! После этого номера солистке вручили огромный букет кейла (который, надо сказать, в антракте произвёл фурор среди участниц оркестра).

Вслед за этим коллега Светланы Криницкой по Московскому театру оперетты, Петр Борисенко, исполнил «Любите женщину» из спектакля «Страсти святого Микаэля» — сложно найти более четкое с идейной точки зрения сочинение для музыкального театра, где с такой силой воспевались бы любовь и женская красота, где восхищение женщиной и преклонение перед ней поднималось бы до высот вдохновенного гимна. Учитывая звучание с единственным в мире Женским симфоническим оркестром, в исполнении Петра Борисенко можно было услышать и воспевание истинно женской музыки.

Следующий номер был снова торжеством Имре Кальмана: Светлана Криницкая и Петр Борисенко не просто исполнили дуэт из оперетты «Графиня Марица», но разыграли настоящий спектакль — для каскадного номера артистам музыкального номера нужна только музыка и задор, даже крайне ограниченное пространство на сцене не смогли удержать на месте графиню Марицу и ее незадачливого случайного жениха Зупана от того, чтобы пуститься в пляс! Это было так зажигательно и духоподъёмно, что уже по окончании только первого куплета примерно каждый в зале был готов немедля поехать в Варадзин. Отдельное восхищение здесь стоит адресовать Светлане Криницкой: все же так танцевать в концертном платье в разы сложнее, нежели в традиционных и стилизованных для этого номера из спектакля укорочённых народных юбках.

Затем появился ещё один герой из этой же оперетты — Павел Иванов представил арию графа Тассило «Кто придумал Вас», которую исполнил с особой долей романтики и поэтичного изящества. Песню «My way» Клода Франсуа поклонники Московского театра оперетты знают его по концерту-спектаклю «Grand канкан» и исполнению непревзойдённого Юрия Петровича Веденеева, корифея театра… Павел Иванов – талантливый и разноплановый артист, обладающий прекрасным тембром, но к исполнению именно этой песни, наверное, нужно приступать, уже пройдя определенный сложный творческий путь, имея за плечами колоссальный опыт — по прошествии нескольких лет и это прочтение, определенно, будет также вписано в историю… Впрочем, в зале абсолютно точно были слушатели и с другим «анамнезом», и они, вероятно, увидели какую-то иную картину!

Последним номером первого отделения стала «Песенка Бони» из оперетты «Сильва» («Королева чардаша») Имре Кальмана в исполнении Петра Борисенко и Павла Иванова. В спектакле этот каскадный номер исполняется в честь танцовщиц балета, здесь же солисты явно воздавали дань многочасовым репетициям оркестра. На фразе: «Я желаю, чтобы с вас не сводили глаз», — Петр Борисенко рукой обвел всю сцену, заполненную артистками оркестра. Ради юбилейного концерта солисты пошли даже на изменение текста: «…Чтобы весь огромный зал в честь оркестра напевал»! И с началом фразы «Без женщин жить нельзя на свете, нет!» Ксения Жарко повернулась в зал и стала дирижировать зрителями: реакция зала была мгновенной и дружной, аплодисменты в такт раздались немедленно и не смолкали довольно долго. И несмотря на ограниченное пространство, оба исполнителя показали уровень физической подготовки солистов своего театра: не переставая петь, они дополнили этот каскадный номер канканом и даже выполнением акробатических элементов (Павел Иванов решился на «колесо» на одной руке!).

Второе отделение концерта было ознаменовано новым концертным нарядом дирижёра и открыто «Снежинками» и «Быстрым движением» из Джазовой сюиты Александра Цфасмана для фортепиано с оркестром — здесь солировал лауреат международных конкурсов, пианист Максим Пурыжинский — он очень точно передал дух времени и «советского романтизма», заложенного у Цфасмана, и предстал истинным виртуозом с феноменальной техникой. На сцене царило невероятное единение оркестра и солиста — Максим Пурыжинский является директором Женского симфонического оркестра!

Затем прозвучал дуэт Делии и Рауля из оперетты Рауфа Гаджиева «Куба — любовь моя!» — за почти 60 лет существования мелодика этой оперетты не потеряла своей музыкальной выразительности и новаторских интонаций, а исполнение этого дуэта Светланой Криницкой и Петром Борисенко добавило современности и задора.

Номер «Ради женщин» из оперетты Франца Легара «Веселая вдова» традиционно исполняется ансамблем солистов с тростями в руках, здесь же Петр Борисенко и Павел Иванов «зажигали вдвоём», периодически привлекая внимание к составу симфонического оркестра. Собственно говоря, да, ради артисток этого симфонического оркестра и в их честь и был организован этот юбилейный концерт!!!

Для следующего участника программы было сделано исключение: Дмитрия Харатьяна объявила сама Ксения Жарко! Была исполнена песня «Salut» Джо Дассена, и как позже пояснил солист: исполнена неслучайно — этим номером открывается спектакль Марии Соколовой «Высоцкий. Посвящение» с участием Дмитрия Харатьяна, Екатерины Гусевой и, конечно же, Ксении Жарко (автор либретто Елена Ронина; режиссёр-постановщик Василиса Николаева при участии Владислава Кирюхина; спектакль был восстановлен в 2022 году). Значимую роль в жизни Женского симфонического оркестра является серия спектаклей «Истории любви с оркестром» — и постановка о Владимире Высоцком и Марине Влади занимает среди них особое место. И хотя во время концертов, проводимых в консерватории, снимать нельзя, мало кто смог удержаться от того, чтобы не сделать видео этого чувственного исполнения — на память.

Далее на сцену к Дмитрию Харатьяну вышла Светлана Криницкая, вместе они прочли стихотворение, которое многим известно как «С любимыми не расставайтесь» (оно голосами Андрея Мягкова и Валентины Талызиной звучит на кадром в к/ф «Ирония любви, или с легким паром!», 1975). Дмитрий Харатьян поведал, что подлинное название произведения Александра Кочеткова — «Баллада о прокуренном вагоне», написано оно было в октябре 1932 года под впечатлением от случайного спасения: чтобы отсрочить на 3 дня расставание со своей женой, Кочетков сдал билет на поезд Сочи—Москва, который позже попал в катастрофу. 16 октября 1932 года на подъезде к Москве произошло крушение того скорого поезда из Сочи. Погибло 36 человек, пострадал 51 человек. Друзья, знавшие о планируемом приезде Кочеткова тем поездом, сочли его погибшим и были потрясены, когда он объявился в Москве через три дня. В первом же письме, полученном Ниной Григорьевной от супруга из Москвы, было это стихотворение.

Дмитрий Харатьян призвал всех осознать ценность любви:

Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,—
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастёт на сердце рана,
Прольётся чистыми слезами,
Не зарастёт на сердце рана —
Прольётся пламенной смолой…
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,—
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Номер «Дороги любви» из кинофильма «Гардемарины, вперед!» не был представлен, но и не нуждался в том: он известен всем без исключения. Вообще, для исполнения песен, столь известных и популярных нужна огромная смелость, — сравнения, как правило, неизбежны. Светлана Криницкая ничуть не нарушила магию памяти, но добавила своих нот искренности и сопереживания героям песни. Дмитрий Харатьян же точь-в-точь повторил те самые интонации, будто и не было этих 35 лет с момента выхода фильма на голубые экраны… С последними аккордами и криками «Браво!»  из зала солист поцеловал руку своей партнерше.

Ария «Summertime» встречается в опере Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» четыре раза: первоначально — как колыбельная, которую Клара поёт своему ребёнку, затем (буквально через несколько минут) она поёт её вместе с хором в сцене с азартной игрой, в четвёртой сцене второго акта звучит только припев и, наконец, в открытии третьего акта Бесс поёт колыбельную ребёнку Клары. Лариса Долина исполнила именно изначальную версию, колыбельную, — засыпать зал, конечно же, и не думал, но дышать от восторга перестал.

Лучшим выбором для продолжения концерта стала «Вечная любовь» Шарля Азнавура в исполнении Ларисы Долиной. Несмотря на более чем минорный текст, музыка здесь преисполнена светлой грустью, а чарующий голос Ларисы Александровны был способен развеять, казалось, все печали…

В мае 2010 года в Москве состоялась премьера мюзикла Максима Дунаевского «Любовь и шпионаж», в котором солировали Лариса Долина и Дмитрий Харатьян. Критики в своё время сломали немало копий, споря об этой постановке, но спустя почти десятилетие по окончании проката все помнят лишь несравненную мелодичность Дунаевского, прекрасный вокал и драматическую игру солистов, а также прекрасное звучание оркестра (дирижером-постановщиком мюзикла был Евгений Загот, а дирижером — Ксения Жарко). Лариса Александровна сказала, что ей очень приятно сотрудничать с Ксенией Жарко: и тогда, в рамках работы над мюзиклом, и теперь на юбилейном вечере — она находится под впечатлением от красивого звучания Женского симфонического оркестра! В исполнении Ларисы Долиной и Дмитрия Харатьяна прозвучал дуэт «Русские качели» из вышеназванного мюзикла (соло на гитаре – Владимир Гапонцев). В зале присутствовал композитор! Красивейшая музыка и вдохновенное исполнение солистов были подчеркнуты также оригинальной режиссерской задумкой: в середине, в оркестровой интерлюдии, солирует располагающийся на первом амфитеатре флюгельгорн (соло Дианы Ахметовой). Этот своеобразный музыкальный «образ далекой возлюбленной» в сочетании с эмоциональным накалом исполнителей произвел на публику глубокое впечатление: овации, адресованные и маэстро Дунаевскому, и Ларисе Долиной, и Дмитрию Харатьяну, и Ксении Жарко, и всему Женскому симфоническому оркестру долго не утихали!

В завершение вечера прозвучала «Верни мне музыку» Арно Бабаджаняна в исполнении всех солистов. В зале не было ни одного человека, который бы не пытался подпевать. В финале песни на сцену вышли также Гайк Казазян, Екатерина Мечетина и Максим Пурыжинский. На последних аккордах все солисты стали обниматься, а как только музыка стихла, к объятиям присоединилась и Ксения Жарко, которая  немедля поблагодарила и всех участников вечера. Под гром аплодисментов от лица Московской государственной консерватории были вручены цветы всем солистам, дирижеру оркестра и Максиму Дунаевскому.

На протяжении вечера прозвучали благодарности оркестра в адрес благотворительного фонда по поддержке культурных и социальных проектов «МАСТ» и лично Марии Александровны Соколовой за дружбу и многолетнюю поддержку; компании «Синергетик» и лично директора по развитию компании Бориса Маневича за поддержку концерта; компании «Ортомода» в лице генерального директора Волковой Галины Юрьевны за оказание финансовой поддержки; компании «Русское золото» и лично Богатовой Евгении Ромэновны за многолетнюю поддержку оркестра; Академии менеджмента и бизнес-администрирования и лично Козенковой Татьяны Андреевны за многолетнюю поддержку оркестра; Регины Майоровой за спонсорскую помощь; Ирины Новицкой за помощь в организации концерта; компании «Артстиль-полиграфия» и лично Александра Кащавцева за создание буклета к юбилею оркестра.

Этот праздничный концерт, приуроченный к десятилетию Женского симфонического оркестра под управлением Ксении Жарко, стал настоящим событием в музыкальной и театральной Москве! Более того, он задал довольно высокую планку своей продуманной программой и объединил в одном зале как поклонников классической музыки, так и заядлых театралов! Определенно, таких и подобных концертов — с потрясающей режиссурой и филигранной работой всех, без исключения, артистов — должно быть как можно больше!

С юбилеем, Женский симфонический оркестр!

Теперь — до 120!

Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотографии Анны Леонтьевой можно увидеть здесь

Добавить комментарий