— Ваша хореография — это попытка увидеть музыку.
— Скорее, это ваша музыка — попытка услышать мой танец!
Диалог Игоря Стравинского и Джорджа Баланчина подарил название прекрасному проекту, который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив, — ежегодному фестивалю «Видеть музыку».
Идея фестиваля сформировалась в результате многолетней деятельности Ассоциации музыкальных театров (АМТ). Финансовая поддержка проекта осуществляется в том числе Министерством культуры Российской Федерации.
В 2014 году президентом Ассоциации (которая к настоящему моменту объединяет более 60 музыкальных театров России и стран СНГ) был избран художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян. Тогда I фестиваль был проведён безо всякого пиара и финансовой поддержки, просто потому что у театров возникла потребность заявить о себе: «Мы живы, мы работаем, мы полны сил». Сейчас «Видеть музыку» может похвастаться широчайшей географией своих участников и тем, что на него приезжают спектакли с труппами порядка 200 человек!
13 сентября в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац была проведена пресс-конференция в ознаменование начала работы фестиваля, вёл ее Георгий Исаакян.
В основной программе фестиваля этого года чуть меньше 40 названий и чуть больше 40 показов: в основной своей массе это спектакли прошлого и позапрошлого сезонов, которые сейчас — в реалиях событий 2022 года — кажутся «сделанными на другой планете». В этой связи заранее весьма интересным кажется фестиваль следующего года. Ведь, цитируя Георгия Исаакяна: «Природа человека такова, что он не может не думать о будущем», — и, пожалуй, не анализировать настоящее.
Кроме того, в рамках фестиваля заявлена студенческая программа: запланированы более 10 студенческих спектаклей ведущих музыкальных ВУЗов страны, а также встречи мэтров музыкального театра со студентами. Это отличная возможность понять, что такое завтрашний день в профессии, чем дышат и о чем думают молодые артисты.
Также состоятся Осенняя конференция АМТ, Лаборатория молодых оперных режиссёров, Лаборатория композиторов, авторский проект Георгия Исаакяна «Диалоги об опере», презентация книги Алексея Парина «Оперные города: эссе и статьи».
По словам президентом Ассоциации АТМ седьмой год в стране делается важное дело: фестиваль является уникальным инструментом познания и понимания, что есть музыкальный театр сегодня, что из премьер важно и нужно привезти в Москву. Георгий Исаакян отдельно отметил «мужество небольших театров» и подчеркнул важность создания контекста: у трупп есть возможность сравнить себя с коллегами и наметить собственные точки роста, ведь «только в общении прорастают новые идеи». Кроме того, фестиваль служит воспитанию взыскательной публики.
На фестиваль в столицу приедут такие театры, как Самарский академический театр оперы и балета им. Д. Шостаковича, Астраханский государственный театр оперы и балета, Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана, Государственный театр оперы и балета Республики Коми, Ивановский музыкальный театр, Алтайский музыкальный театр, Иркутский музыкальный театр им. Н. Загурского, Нижегородский камерный музыкальный театр им. В. Степанова, Санкт-Петербургский государственный музыкальный театр «Карамболь», Екатеринбургский театр балета «Щелкунчик» и другие. Столичные театры также примут участие в фестивале: Большой театр, Московский театр оперетты, Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новая опера», «Геликон-опера», Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, Детский музыкальный театр юного актёра и Московский детский театр эстрады.
11 ноября в Бетховенском зале Большого театра состоится заключительное событие фестиваля: вручение премии «Легенда».
Начался же фестиваль сразу по окончании пресс-конференции спектаклем Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац «Любовь к трём цукербринам» на музыку Константина Комольцева.
Присутствующий на конференции создатель AR-оперы был встречен Георгием Саакяном в рамках одного из предыдущих фестивалей «Видеть музыку» — в Лаборатории молодых композиторов, — здесь он рассказал, как одной из составляющей нового спектакля стал строительный шум во время реконструкции большого зала театра. В рамках фестиваля постановку можно также увидеть 6 октября.
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фото автора