Экспериментальная импровизация группы Аукцыон | статьи на kinoreef

Несмотря на холод и дождь, завершение лета в Петербурге было согрето большим концертом группы «АукцЫон». И хотя музыканты часто балуют нас своими выступлениями, каждое из них становится незабываемым событием. Неутомимая тяга коллектива к импровизации и экспериментам создаёт авангардно-джазовую музыку с уклоном в психоделический рок. Каждая композиция «АукцЫона» – фактурное, живое существо, развивающееся во времени и пространстве, вырастающее в целостное шоу-представление. Во многом этому способствует и большая протяжённость песен. Неудивительно, что 30 августа на крыше Roof Place за два с лишним часа группа успела сыграть только 14 вещей.

Концерт открылся энергичной «Мечтой» с клубным танцевальным ритмом, на фоне которого в том же темпе звучит соло баритон-саксофона Николая Рубанова и электроконтрабаса Владимира Волкова, а затем неторопливо разворачивается вокальная мелодия Леонида Фёдорова. В результате внутри сочинения образуется эмоционально-образный контраст: с одной стороны, стремительное движение, с другой – философское размышление, медленный ход мысли. Полный состав группы явился на сцену лишь к концу песни, а первым из них вышел любимец публики Олег Гаркуша, встреченный, как всегда, восторженными выкриками и аплодисментами.

Со следующей композиции настроение концерта сменилось – зазвучала спокойная, размеренная песня «Девушки поют» с большим инструментальным проигрышем. Но тут у Леонида Фёдорова на гитаре порвалась струна. Спасать ситуацию пришлось Олегу Гаркуше, который во время вынужденной паузы решил прочесть два своих стихотворения и представить музыкантов. Когда проблема с гитарой решилась, «АукцЫон» заиграл песню «И день и ночь». Нескончаемое однообразное повторение басового риффа и разнообразные фантазии членов группы погрузили нас в медитативное состояние, из которого выбраться в повседневную реальность было совсем непросто. Хорошо, что это было лишь начало концерта! Тут же «АукцЫон» решил нас удивить и сыграл «Уши» на слова Олега Гаркуши и с музыкой бывшего гитариста «АукцЫона» Дмитрия Матковского. В «Уши» внедрились «Долги», состоящие из двух частей: одноименного текста Дмитрия Озерского и стихотворения Олега Гаркуши «Доброта», написанного аж в 70-х годах. Забавно, что «Доброту» Фёдоров и Гаркуша читали по листку, с зажатыми носами, так же, как на записи студийной версии.

Ещё одним неожиданным выпадом стало появление в программе песни «Лиза». Этот раритет из альбома 1989 года «Как я стал предателем» музыканты не играли много лет. Лиричное гитарное начало постепенно переросло в мощную тему духовых инструментов, а игривая вокальная мелодия с юмористическим текстом только оттенила нежность вступления. Из своих «запасников» коллектив достал ещё и загадочную песню «Роган Борн». Кем является этот персонаж, не знает никто, кроме автора текста Дмитрия Озерского.

Конечно же, на крыше прозвучали и хиты «АукцЫона» — «Хомба», «Грусть-печаль моя», «Фа-фа». Эти песни узнаются зрителями с первых нот и всегда поются хором. Психоделический характер композиций со стихийными импровизациями сливаются в единый вокально-инструментальный вихрь, который захватывает и не отпускает.

В музыке «АукцЫона» есть место и звукоизобразительности: инструментальное сопровождение и манера пения отчётливо передают быстрое движение пламени в песне «Огонь». Особенно это заметно в припевах, когда Леонид Фёдоров использует скэт –  джазовый вокализ с отдельными слогами и звуками. Стремительность «Огня» окружили повествовательные истории «Пропал» и «Спасательный круг». Яркие образы и сложное концептуальное содержание этих песен граничит с абсурдистским искусством. И не только в текстах, которые близки любимым «АукцЫоном» ОБЭРИУтам, но и в музыке. Взять хотя бы запредельные соло на контрабасе Владимира Волкова и комичное исполнение одной-единственной ноты на дудке Олега Гаркуши во время неизменного мотива духовиков.

Последним номером стал размеренный «Тиша», которого Фёдоров начинал играть заново несколько раз: музыкант то настраивал звук гитары, то проверял свой голос. Как всегда, оставив только что записанную фонограмму, лидер группы ушёл со сцены, а за ним – и все остальные участники. Но всё-таки зрителям удалось снова вызвать любимый коллектив на сцену. Правда, теперь перед нами появилась лишь троица Фёдоров-Волков-Рубанов. Они сыграли 11-минутную композицию «Волны те», которая часто заканчивает концерты «АукцЫона». Она всегда звучит по-новому – повторить ТАКОЕ невозможно. Это сплошной поток музыкального сознания с коллективным спонтанным интонированием, переходящий на высший уровень психики и проникающий в особую субстанцию слившегося в единое целое для слушателей и музыкантов внутреннего мира.

Поразительно, что, оказываясь всегда разным, «АукцЫон» уже почти 45 лет остаётся самим собой и никогда не изменяет своему музыкальному вкусу. Незыблемое стремление к сиюминутному созиданию, оригинальность мышления и способность воплотить свои идеи в жизнь становятся причиной уникального развития группы из прошлого в будущее. И после подобных концертов становится ясно, что «АукцЫон» будет удивлять нас ещё очень долго.

Анастасия Видмайер специально для Musecube

Фотографии Сергея Спиридонова смотрите здесь

Добавить комментарий