Человек Серебряного века | статьи на kinoreef

Можно ли все это сказать о одном человеке в 6 стихотворных строчках? Кто же он был? Властитель либо юродивый? Учитель либо дурачина?

Басинский: Величайшие словесные творения мира появляются через сомнения

Это стихи памяти Андрея Белоснежного, которому сейчас исполняется 140 лет. Пожалуй, самая «серебряновечная» фигура начала ХХ столетия. Да, конкретно он, не Блок, который Серебряный век все-же перерос, как перерос и символизм. А вот Андрей Белоснежный так и застрял в их до самой погибели в 1934 году в совсем сложившемся и победившем коммунистическом СССР.

Его преданность символизму была непомерной. Нехитро, что в 30-е годы он, один из немногих значимых эмигрантских писателей вернувшихся в коммунистическую Россию, оказался в общем-то не у дел. Владислав Ходасевич, отлично его знавший, писал, что в это время «в литературном смысле оказался он одинок в высшей степени. Это одиночество не только лишь не смягчалось, а, напротив, резко и ежеминутно подчеркивалось теми писателями и критиками, которые, то заявляя себя даже «учениками» его, то усиленно говоря о его «историко-литературном» значении, тем все далее отодвигали его из реального в прошедшее. Он лицезрел себя окруженным «почитателями», снаружи перенявшими почти все из его литературного опыта, но не принявшими и даже не понявшими ничего, что ему самому было в реальности недешево и что было для него внутренним импульсом всей былой деятельности».

При всем этом одно из традиционных произведений соцреализма, роман «Цемент» Федора Гладкова, в начальной версии был написан очевидно не без воздействия «орнаментальной» ритмизованной прозы Андрея Белоснежного. Но что там оставалось от реального символизма? Ровненьким счетом ничего.

Андрей Белоснежный, пожалуй, самая «серебряновечная» фигура начала ХХ столетия

Но, естественно, одним символизмом значение Андрея Белоснежного далековато не исчерпывается. Поэт, прозаик, критик, мемуарист, философ, 1-ый, на самом деле, теоретик стиха… Его лекции 1910 года начинающим поэтам, по словам критика Дмитрия Мирского, это «дата, с которой можно отсчитывать само существование российского стиховедения как отрасли науки». Владимир Набоков очень высочайшего ценил его как филолога, хотя прохладно относился к его собственному творчеству. А еще… красивый танцор, мастер фокстрота, мечтавший соединить фокстрот и стихи. А еще… глубочайший исследователь-зоолог, фанат Чарлза Дарвина. А еще… Непомерная фигура!

Басинский: Сердечко Рф не забудет Есенина как свою последнюю любовь

Его истинное имя было Борис Бугаев. Но с таковой фамилией, естественно, в Серебряном веке созодать было нечего, потому с легкой руки семьи Соловьевых он и брал для себя этот громкий псевдоним — Андрей Белоснежный. Согласитесь, звучит не ужаснее, чем Максим Горьковатый. Хотя фамилия Бугаев была очень почетной. Отец — декан физико-математического факультета столичного института, колоритная личность. Интересно, что самый, наверняка, «петербуржский» писатель начала ХХ века, создатель превосходного романа «Петербург», где основным героем в первый раз стал не человек, а город, Андрей Белоснежный, тогда просто Борис Бугаев, свои 1-ые 20 6 лет жизни провел в самом сердечко Москвы на углу Арбата и Валютного переулка. Сейчас там находится музей Андрея Белоснежного. В доме отца бывали весьма большие фигуры, не один раз в гости входил Лев Толстой.

В биографии Андрея Белоснежного совершенно много противоречий. Создается воспоминание, что он, может, и не сознательно, выстраивал ее в духе героев Достоевского, который был его кумиром, как Фридрих Ницше, а позже Рудольф Штайнер. Даже любовные связи его были какие-то уж очень «литературные». Известный «любовный треугольник»: Блок — Белоснежный — Менделеева. Опосля мучительного романа с Белоснежным она возвратилась к Блоку, Белоснежный впал в страшенную депрессию и скрылся за границей. Иной «треугольник» — Брюсов — Белоснежный — Петровская — был вроде бы «напротив». Писательница Нина Петровская боготворила как раз Белоснежного, но он ее оставил. Тогда на одной из лекций Белоснежного она выстрелила в него в упор из браунинга. Слава богу, осечка…

И все «треугольники» само собой уходили в творчество: «Балаганчик» Блока, стихи Белоснежного в книжке «Пепел», роман Брюсова «Пламенный ангел»…

Поэт, прозаик, критик, мемуарист, философ, 1-ый, на самом деле, теоретик стиха…

Даже свадьба его была частично «литературной». Первой супругой его стала племянница И.С. Тургенева Анна Тургенева, которую близкие называли просто Асей («Ася» — одна из наилучших повестей Тургенева). И снова все было мучительно: любовь, брак, расставание на годы, возвращение, воссоединение, разрыв…

Но за всеми этими интимными подробностями, естественно, не стоит до этого всего забывать огромного значения Андрея Белоснежного для российской литературы рубежа веков. Теоретик символизма, основоположник группы «Аргонавты», сам яркий поэт и прозаик, самый значимый создатель воспоминаний о этом времени. Трилогия «На рубеже 2-ух веков», «Начало века», «Меж 2-ух революций» и сейчас остается основным источником-свидетельством необычного времени.

К слову

Первой независящей литературной премией был совсем не «Российский Букер», как почти всеми принято считать. Еще в 1978 году редакцией ленинградского самиздатовского журнальчика «Часы» была учреждена премия имени Андрея Белоснежного. Ее «премиальный фонд» был очень смешной: один рубль, бутылка водки (в просторечии «беленькая») и яблоко на закуску. С того времени премия перетерпела много конфигураций, но существует до сего времени.

Добавить комментарий