Рок-концертов в России становится всё меньше. Одни уезжают, другим не дают выступать. К счастью, у нас еще остался «АукцЫон», который старается не трогать болезненных тем, а вновь и вновь покоряет нас своей музыкой. И случается это довольно часто – раз в полтора-два месяца: 30 августа мы были на крыше Roof Place, а уже 16 октября очутились в зале клуба «Космонавт». И даже несмотря на совсем небольшие изменения в программе, этот концерт «АукцЫона», как и другие, стал особенным.
Первыми на сцене появились Леонид Фёдоров, Владимир Волков и Николай Рубанов. Они моментально сымпровизировали короткую авангардно-джазовую интродукцию, а затем включили моторный ритм песни «Мечты». Каждый раз в этой композиции удивляет несовпадение электронного драйва с философским размышлением в неторопливо разворачивающейся вокальной мелодии. Этот «двойной слой» создаёт некую двусмысленность и заставляет ещё больше и глубже вдуматься в смысл текста, который оказывается намного серьёзнее, чем танцевальный характер песни. К завершению композиции подтянулись остальные участники группы, в том числе и народный любимец Олег Гаркуша, как всегда, встреченный с особой радостью. В паузах между песнями он занимал публику своими стихами и в самом начале прочел «Ложатся краски на холсты». Затем зазвучала длинная психоделическая баллада «Девушки поют» с большим инструментальным вступлением и красивым электрогитарным соло Леонида Фёдорова. Такие долгие 10-ти, а иногда и 14-15-минутные песни «АукцЫона» позволяют музыкантам подолгу импровизировать, причём порой всем одновременно. В некоторых композициях импровизации строятся на основе устойчивых риффов, как, например, в музыкальных повествованиях «Пропал» и «И день и ночь».
В середине концерта «АукцЫон» решил исполнить несколько старых песен – «Лиза», «Роган Борн», «Фа-фа», «Внутри собаки». Первую из них Леонид Фёдоров довольно долго вспоминал, хотя музыканты играли её в конце лета. Лирический гитарный мотив постепенно вырос в мощную тему всего коллектива с преобладанием духовых инструментов, и незатейливая вокальная мелодия с юмористическим текстом образовала с ней контраст. Но это были не все причуды «Лизы». В инструментальной части Олег Гаркуша стал настойчиво твердить имя главной героини, а из-за клавиш вышел и присоединился к нему Дмитрий Озерский. К концу песня превратилась в хоровое разнобойное выкрикивание слова «Лиза» с абсурдистским музыкальным сопровождением. Всегда интересны новые интерпретации редко исполняемых песен. В этот раз порадовала и загадочная вещь с текстом Алексея Хвостенко «Внутри собаки» со внедрением песни группы «Странные игры» «Эгоцентризм II». Её ростки пробивались ещё во вступлении – линия ритм-секции была предвестником, казалось бы, внезапного вторжения чуждого до этого вальяжному развитию музыкального материала. Но постепенно басовая партия выросла в самостоятельное, энергичное существо. А в коде снова вернулась меланхоличная тема «Собаки».
Затем начались легко узнаваемые гитарные интонации «Хомбы». Каждый раз она не может как бы «разбежаться» и ждёт толчка. Этим толчком стали клавиши Владимира Волкова и баритон-саксофон Николая Рубанова. «Хомба» звучит почти на каждом концерте «АукцЫона», но, оказывается, и при этом может произойти непредвиденное. В этот раз сначала будто бы что-то случилось с аппаратурой — Леонид Фёдоров подозвал звукорежиссера, а затем и вовсе забыл слова, прекратил петь, встал со стула, растерянный подошёл к автору текста Дмитрию Озерскому, но с ощущением полной беспомощности лишь продолжил бродить по сцене, кое-как допел песню, положил гитару и ушёл за кулисы. Даже музыканты не поняли, в чём дело и тоже удалились, оставив наедине со зрителями Олега Гаркушу, который признался, что сам не знает, что будет дальше, и зачитал объявление с афишей питерских концертов ОРК и КО (4 ноября в Ионотеке), «АукцЫона» (11 декабря в Джаггере) и Леонида Фёдорова (18 декабря в клубе “Sound”).
Через несколько минут громкого скандирования «на бис» «АукцЫон» всё-таки вернулся. Зазвучала песня с восточными мотивами «Чайки». Но что такое? Фёдоров снова не мог вспомнить слов и отправился к Озерскому, которому пришлось подсказывать весь первый куплет. Теперь казалось, что музыкант в любую секунду бросит петь и уйдёт. Но три песни коллектив всё же сыграл («Чайки», «Тиша» и «Огонь»). Они длились около 25 минут и стали, можно сказать, вторым отделением. Неудивительно, что за два часа «АукцЫон» успел исполнить лишь 12 композиций. И, несмотря на то, что они часто повторяются на концертах, благодаря многообразию выразительных средств и технических приёмов, свежесть их музыкального языка каждый раз проявляется по-новому. Значит, «АукцЫон» всегда находится в поиске и не собирается останавливаться в своём творческом развитии. А это привлекает внимание слушателей и вызывает у них ещё больший интерес к живым выступлениям.
Анастасия Видмайер специально для Musecube
Фотографии Сергея Спиридонова смотрите здесь