Венская же премьера той же постановки — тут дирижировал Томаш Ханус — свершилась 25 октября и была встречена хором одобрения у критиков и публики. Субботний спектакль был третьим. Должны были состояться еще два, в том числе 3 ноября с трансляцией в вебе и позднее показом по австрийскому телевидению. Но за два с половиной часа до того, как поднялся занавес в Венской опере, правительство Австрии объявило о втором локдауне, начиная со вторника. Культурная жизнь Австрии опять замирает.
Анна Нетребко и Ильдар Абдразаков выступили в первый раз опосля заболевания
Постановка Черняковым «Евгения Онегина» в Вене — часть политики новейшего директора Венской гос оперы Богдана Рошчича по переносу на венскую сцену получивших признание спектаклей, ранее вышедших на различных европейских сценах. На сезон 2020-21 годов запланировано аж 6 таковых переносов. «Евгений Онегин» — один из их.
И здесь возникает любознательное событие. Если, смотря из Москвы 2006 года, этот спектакль воспринимался как конкретный, чуждый традиции и даже скандальный, то, смотря из Вены 2020 года, он воспринимается как практически традиционный, плотно привязанный к музыке Чайковского, погруженный в русскую традицию и заполненный «русским духом». В особенности опосля невыразительной, плоской, сверхнасыщенной русскими клише типа водки и медвежьих шкур постановки Фалька Рихтера, которая шла в Вене крайние годы.
Заметим в скобках, что и для Венской оперы «Евгений Онегин» — собственного рода святыня. Но не как догма, как символ новшества. В 1897 году «Евгений Онегин» Чайковского стал первым спектаклем, который поставил тут наикрупнейший реформатор оперного театра Густав Малер, как стал директором Придворной оперы. Таковой новейшей и необыкновенной для венской сцены оперой он обозначал собственный курс на обновление театра.
Естественно, и сейчас не полностью понятно, почему в постановке Чернякова юный барин Ленский поет свою известную арию «Куда, куда вы удалились», сидя в крестьянском тулупе и шапке-ушанке, а крестьянские песни сначала оперы поют за столом дамы и господа из общества. Но главные конфигурации, внесенные режиссером в либретто, — когда куплеты Трике заместо французика берет исполнить Ленский, а дуэль преобразуется в опьяненную «разборку» наутро опосля вечеринки, — смотрятся очень внушительно. Как и доведенный до пантомимы воображаемый образ Онегина в сцене письма Татьяны, и то, как отыскивает свою потерянную сережку Ольга, пока Ленский прощается со собственной любовью и жизнью. А пронизывающий все сцены большой овальный стол видится как овеществленный знак общества, которое людей и соединяет, и разъединяет, когда они оказываются по обратные его стороны, — тут мизансцены выступают по существу графическим выражением психических состояний героев и их отношений в любой момент деяния. 2-ой акт, в каком происходят ссора Онегина и Ленского на балу у Лариных и дуэль, поставлен так захватывающе, что опосля него 3-ий, петербургский, несколько провисает.
"Коляда-театр" репетирует фантазию на темы "Гамлета"
В котором-то смысле основное достоинство режиссуры Чернякова — и явление, можно сказать, неслыханное для Венской оперы (в отличие, скажем, от славящегося собственной оперной режиссурой Театра-ан-дер-Вин) — это филигранная прописанность всех ролей, включая партии в хоре и статистов. И тут нужно поздравить занятый в этом спектакле Словацкий филармонический хор. Его завлекли участвовать в венском «Евгении Онегине», возможно, из-за схожести славянского произношения. А получили коллектив, который, в отличие от хора Венской оперы, умеет к тому же отлично играться и двигаться на сцене.
Совершенно российское произношение было на высоте у всех исполнителей — как русских, так и нерусскоязычных. И это в значимой степени награда концертмейстера-коуча из Огромного театра Любови Орфёновой. Австралийка Николь Кар была за три денька до премьеры вызвана, чтоб поменять заболевшую молоденькую солистку Венской оперы Тамуну Гочашвили в партии Татьяны. И показала блестящее владение певческим материалом во всех требуемых в данной для нас партии тесситурах в соединении с узнаванием трепетного вида Татьяны. Для Кар это уже седьмая Татьяна в ее впечатляющей вокальной карьере, что гласит к тому же о том, как нужен «Евгений Онегин» в различных оперных театрах мира. В партии Онегина — баритон Андре Шуэн. Нередко безразличная к национальности певцов программа Венской оперы докладывает, что он — представитель немногочисленного ладинского народа из Южного Тироля, — сделалось быть, для него родные три языка: ладинский, германский и итальянский. Да и у него — при общей угловатости и некой неуклюжести — была полностью достойная российская интонация и произношение. Реальным украшением состава стал Богдан Волков в партии Ленского — пылкий, жив, с дух захватывающим пианиссимо и колоритными, но не кричащими высочайшими нотками. Опосля его «Куда, куда», как и опосля «Письма Татьяны», зал устраивал долгую овацию с бессчетными «браво». Анна Горячёва (Ольга), Димитрий Иващенко (Гремин), Хелен Шнайдерман (Ларина) и Лариса Дядькова (Няня) составили очень достойный ансамбль.
Некие в зале безизбежно вспоминали начальный спектакль Огромного театра — для их, как и для создателя этих строк, венский вечер 31 октября был и вечерком памяти безвременно ушедшего Александра Ведерникова. Анатолий Руднев — доктор и любитель оперы, специально прибывший в Вену на этот спектакль из Берлина — гласил в антракте, что в версии Ведерникова, сохраненной в видеозаписи, еще лучше ощущался симфонизм Чайковского. «Ни одному другому дирижеру не удавалось его передать», — произнес Руднев. И добавил, что его весь вечер не покидала идея: а что произнес бы Ведерников по поводу венских исполнителей? «Не сомневаюсь, произнес бы чего-нибудть ироническое», — заключил он.
"Чеховчайка", "Онегин-блюз": На какие опыты идут личные театры
Публика необычно жарко приветствовала артистов — была долгая овация стоя. Люди уже знали, что им предстоит еще одно расставание с возлюбленным театром — как минимум на месяц, а по сути — кто понимает, на сколько.
По решению правительства, которое ввело со вторника ограничительные меры, включая запрет выходить из дома с 20:00 до 6:00, закрыты также и все «досуговые учреждения». А под это определение в Австрии подпадают все театры, концертные залы, музеи, кинозалы, танцшколы, плавательные бассейны, казино, букмекерские конторы, зоопарки и бордели.
Венская муниципальная опера объявила о отмене спектаклей с 3 по 30 ноября. Директор Рошчич заявил, что новейший локдаун — «тяжкий удар» для коллектива театра, который напряженно работал над исполнением противоэпидемического плана, что позволило в протяжении 2-ух месяцев выпустить три премьеры и играться спектакли для тыщи, а до середине октября и до 1200 зрителей в то время, как почти все остальные театры мира оставались закрытыми либо раскрывались для совершенно малочисленной публики. При всем этом в театре не было официально зафиксировано ни 1-го варианта инфецирования посреди публики, — а через театр прошли за эти два месяца 50 тыщ человек.
«Реакция публики дает нам самую большую мотивацию. Невзирая на закрытие, мы будем продолжать работать в том же духе, продолжать в полном объеме репетиционный процесс, чтоб быть в состоянии возобновить представления, как это станет может быть», — говорится в заявлении Рошчича.
Как выжить культуре во времена пандемии
Госсекретарь Австрии по культуре Андреа Майер, возможно, вспоминая о дилеммах, постигших ее предшественницу на этом посту, которая не смогла сделать коммуникацию с деятелями культуры во время вешнего локдауна и была обязана уйти в отставку, здесь же распространила открытое письмо работникам искусств. В письме она признала: «Закрытие учреждений культуры — это трагедия. Но, оно нужно на данный момент, чтоб предупредить еще огромную катастрофу. И у меня тоже сердечко исходит кровью. Но, на данный момент необходимо напряжение сил всего населения, чтоб опять взять под контроль распространение вируса».
Майер заявила, что будут сформированы программки гос помощи деятелям искусств, которые дозволят австрийской промышленности культуры пережить и этот новейший тяжкий шаг. «Моя цель — сохранить культурный ландшафт в его полноте и многообразии. Двери, которые на данный момент запираются, будут опять открыты», говорится в открытом письме госсекретаря по культуре.
К слову
Венская опера обещает в наиблежайшие деньки опубликовать новейшую программку онлайн-показов из собственного архива. Спектакль «Евгений Онегин» будет показан на веб-сайте театра 3 ноября в 21.00 по столичному времени.
Меж тем
Теракт со стрельбой 2 ноября происходил в центре Вены, когда в Венской гос опере проходил крайний перед локдауном спектакль — «Сельская честь» Масканьи и «Паяцы» Леонкавалло. По окончании спектакля правоохранительные органы не выпускала слушателей и артистов из Венской оперы и остальных театров в протяжении нескольких часов, фактически до утра, из-за сохранявшейся угрозы на улицах городка. По словам министра внутренних дел, до ночных часов длилась операция по поиску подозреваемых в терроризме.