В Союзе художников открылась выставка работ Александра Грицая | статьи на kinoreef

Выставка Александра Грицая открылась в залах Союза художников на Покровке.

Еще студентом Суриковского он поехал в Вологодскую и Архангельскую области и навсегда прикипел к этим краям душой. В 1970-х многие писатели, художники ехали в северные деревни, спасаясь от шума больших городов и черпая там вдохновение. Они еще успели застать уходящую натуру — пустеющие деревни, разрушение векового уклада. И Александр Грицай был среди тех, кто торопился запечатлеть увиденное.

— Быт у нас был простой: воду носили из колодца, стирали в речке, топили печь, — вспоминает вдова Грицая Алла Аркадьевна. — А с утра, позавтракав, Саша садился в старый "газик" и ехал в интересные ему места. А интересным для него было все — леса, поляны, околицы, работающие люди…

Вот он поставил этюдник: женщина жнет пшеницу, соберет ее в стожки, которыми уже покрыто поле ("Дожинки"). Вокруг колосья с вкраплениями травы, за спиной жницы деревня, в руках серп — все, как и сто, и двести лет назад.

"Хутор Малые Гари": кажется, за покосившимся забором все то же поле, но где-то виднеются серые домики, к ним ведут коров. А вот "Ночная смена" в коровнике, тут не заскучаешь: два быка вот-вот сцепятся рогами, а коровы, которых пытаются разнять женщины, оглушительно заревут — и трудно представить, в какой атмосфере тут работал художник, никогда не писавший того, чего не видел собственными глазами.

В залах Академии художеств открылась выставка Василия Нестеренко

На картинах — почерневшие от осенних дождей стожки, вереницы невысоких заборов, силуэты галок на пряслах, нехитрое устройство телеги, колодец-журавль, детская зыбка в углу, теленок, уткнувший морду в ароматное сено, покосившаяся колокольня в Андричеве. Почти на всех работах Грицая — монотонная серо-земляная палитра, темные избы, старая трава… Внимание к деталям рождает точный образ деревни, глаз художника подолгу останавливается на самом, казалось бы, прозаичном, обыденном.

— Он видел знаки того времени — обреченность деревенского быта, его окончательный уход, — говорит профессор Суриковского института художник Сергей Гавриляченко. — И выразил это по-своему — ненатужно, несюжетно, спокойно, через образы дома, природы.

…Возвращался художник уже затемно. А если погода была плохая — работал дома. Например, над натюрмортом "Грибная пора": по широкому крепкому столу рассыпаны белые, маслята, рыжики. Под столом спит собака Лапка, за окном — желтые листья, осень. А вот "Горница": до стерильности выметенный пол, чистый стол с самоваром, вокруг никого — все почему-то напоминает вычищенную накануне ее сожжения и затопления избу из "Прощания с Матерой" Элема Климова и Ларисы Шепитько.

Между тем выставки живописи Александра Грицая не найти на сайтах с путеводителями по "всем развлечениям Москвы". Наверное, потому что его искусство — не развлечение, а повод задуматься.

Выставка живописи Александра Грицая продлится до 11 марта.

Добавить комментарий