В музеях Москвы в 2020 году из-за пандемии было в два раза меньше гостей
"Оборотный отсчет" Игорь Макаревич и Лена Елагина
ММОМА
до 31 января
Огромную ретроспективу домашнего дуэта столичных концептуалистов Игоря Макаревича и Лены Елагиной сделали Столичный музей современного искусства (ММОМА) и XL галерея. Это восхитительная возможность проследить диалог мастеров с самыми различными традициями, включая российский космизм и российский авангард, "картинки старенькых русских мастеров" и детскую книгу "Золотой ключик", круг живописцев "Коллективных действий" и круг создателей журнальчика "Молодой натуралист"… Эту выставка, которую живописцы готовили два года, была закрыта через два денька из-за пандемии. Впору, перефразируя заглавие первого совместного проекта Макаревича и Елагиной "Закрытая рыбная выставка", именовать этот проект "Закрытый оборотный отсчет". Есть надежда, что ее продлят. Если нет, то у нас всего две недельки, чтоб возвратиться к ней.
"ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда"
Музей Москвы.
До 7 февраля
Город грядущего, который вырос среди голодной Москвы 1920 года — на Рождественке, где до революции было Строгановское училище, и на Мясницкой, где были общежитие, рабфак, квартиры педагогов, — появился благодаря усилиям живописцев самых различных направлений: от Василия Кандинского до Владимира Фаворского, от Эль Лисицкого до Николая Ладовского, от Александра Родченко до Казимира Малевича и Надежды Удальцовой… Это был умопомрачительный город, поэтому что сюда могли придти обучаться все, кто желал, здесь не надо было платить за обучение, здесь не принципиально было соц происхождение. Не считая того, в первый раз (как удивительно о этом мыслить всего только 100 лет спустя!) в высшее художественное заведение воспринимали обучаться дам. В конце концов, студенты могли сами выбирать педагога и предмет, который желали учить. И уже позже формировалось расписание. Это был утопический город, но на крепкой проф базе: посреди педагогов был весь цвет российского авангарда. Этот город просуществовал 10 лет, но можно без особенной натяжки сказать, что и сейчас система художественного образования архитекторов, живописцев текстиля, художников- полиграфистов, и дизайнеров — лежит на фундаменте, заложенном ВХУТЕМАСом.
Выставка фокусируется на представлении не звездных имен, но до этого всего системы образования ВХУТЕМАСа, на работах студентах, на той атмосфере, в какой поэтические диспуты, работы над проектами, лекции и ночные дебаты, дежурство на кухне и поиск дров были равно важны.
Рождество Христово: как его узрели величавые живописцы
Роберт Фальк
Новенькая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 39-42
До 23 мая
Так масштабной музейной ретроспективы Роберта Фалька (1886-1958), пожалуй, еще не было. На выставке — наиболее 250 графических и красочных работ различных лет из Третьяковской галереи, музейных и личных собраний Рф и Армении. Фальк, вместе с Фонвизиным и Фаворским, был знаковой фигурой для тех, кто находил собственный путь в искусстве не на торенных путях соцреализма. Он оказался связывающим звеном меж мастерами "Бубнового валета", авангарда и живописцами оттепели, меж живописью Франции и Рф, меж старенькыми мастерами и современным искусством. Его modus vivendi, замкнутый, умеренный, максимально аскетичный, для которого искусство было и смыслом, и целью, трудом всякого денька и его же заслугой, стал не только лишь примером для почти всех, но послужил той моделью жизни художника, который "сам собственный высший трибунал". При всем этом будучи полностью не общественным человеком, живущим приватной жизнью, Фальк стал одним из самых знатных живописцев и оказал большущее воздействие на живописцев даже 1970-х — 1980-х.
Готовясь к встрече с Робертом Рафаиловичем, можно поглядеть образовательную программку на портале "Лаврус", приготовленную к выставке
"Пространство под стройку", худ. Роберт Фальк Фото: Муниципальная Третьяковская галерея
"Охотники за искусством"
Музей российского импрессионизма и KGallery
C 21 апреля по 29 августа
Тему личных собраний и представления коллекционеров, которая была так ярко представлена бестселлером "Щукин. Биография коллекции" в ГМИИ имени А.С.Пушкина, продолжают — что полностью разумно — личные институции, как раз и сделанные новейшие собирателями. В весеннюю пору Музей российского импрессионизма обещает поведать историю 14 русских коллекционеров, которых, очевидно, отлично знали старенькые антиквары, живописцы и их наследники, но чьи собрания были открыты разве что для знакомых. Более известна коллекция грека Жору Дионисовича Костаки, чье собрание российского авангарда в итоге было поделено меж Третьяковской галереей и Музеем современного искусства в Салониках. Не считая выставки в Третьяковской галерее, о его собрании, значительную часть которой составляли иконы и работы нонконформистов 1960-1970-х годов, говорил проект в Музее АЗ. Коллекции остальных, к примеру, режиссера Соломона Шустера, относительно не так давно была посвящена выставка в галерее "Наши живописцы". Собрание же доктора Арама Абрамяна, чье 120-летие со денька рождения врачи отмечали не так давно, сделалось одной из опор выставки "Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа". Она проходила в том же Музее российского импрессионизма. Доктор от бога, уролог, работавший с кремлевскими пациентами, Арам Абрамян собрал богатую коллекцию российского искусства, которую передал Музею российского искусства в Ереване. Проект "Охотники за искусством" обещает показать соединить эти различные истории и поведать о собраниях в том числе Соломона Шустера, докторов Александра Мясникова и Арама Абрамяна, агрофизика Абрама Чудновского… Они сохранили произведения искусства, для которых в 1930-1950-х годах из-за клейма "формализма" были закрыты музейные залы. Идет речь о живописи Константина Коровина, Казимира Малевича, Нико Пиросмани и почти всех остальных.
Мечты о свободе: от Дюрера до Пистолетто. Главные выставки 2021 года
"Братья Морозовы. Величавые российские собиратели"
ГМИИ имени А.С. Пушкина
октябрь 2021 — март 2022
Иная выставка, посвященная личным коллекциям, — издавна ожидаемый проект Пушкинского музея о собрании братьев Морозовых с шедеврами Моне, Ренуара, Сезанна, Гогена, Матисса и Пикассо. Проект был показан в Эрмитаже, потом обязана быть выставка в Париже в Fondation Louis Vuitton. А в октябре запланировано открытие выставки в Москве.
Проект, который на время воссоединит собрание Ивана и Миши Морозовых, картины из которых разбиты меж Пушкинским музеем и Эрмитажем в 1948 году опосля ликвидирования Музея новейшего западного искусства (ГМНЗИ), будет посвящен памяти Иры Александровны Антоновой.
Тут "повстречаются" два портрета Жанны Самари кисти Ренуара — из Эрмитажа и Пушкинского. Будут показаны огромные декоративные панно, написанные Клодом Моне по заказу Эрнеста Ошеде для его замка Роттенбург в Монжероне. На данный момент "Уголок сада в Монжероне" и "Пруд в Монжероне" — в коллекции Эрмитажа. Плюс — декоративный триптих "У Средиземного моря" Пьера Боннара и цикл "История Психеи" Мориса Дени. К выставке будет воссоздан ансамбль Белоснежного зала (Музыкального салона) Ивана Морозова, для которого в весеннюю пору 1907 года был заказан цикл панно о Психее. В отдельном зале будут показаны работы Поля Сезанна.
Жива линия: Вячеслав Колейчук и ОБМОХУ. К 100-летию 2-ой вешней выставки ОБМОХУ
Новенькая Третьяковка, зал 38, залы неизменной экспозиции "Искусство ХХ века".
Май — август
Реконструкции именитых выставок — один из музейных трендов, который вызывает энтузиазм и у кураторов личных фондов, и у гостей. С одной стороны, это вроде машинки времени, позволяющей вступить в реку прошедшего два раза, с иной — это история, требующая от собственных создателей архивных изысканий, четкого познания, интуиции… В Рф одним из пионеров "реконструкторского" подхода был Вячеслав Фомич Колейчук (1941-2018), живописец, конструктор, блестящий историк конструктивизма. Даже если вы ничего не понимаете о кинетическом искусстве, одним из пионеров которого был Колейчук, но лицезрели кинофильм "Кин-дза-дза!", Вы понимаете его работы. "Гравицапа" в "Кин-дза-дза!" — это его создание. Не считая Гравицапы, он был создателем самонапряженных и "самовозводящихся" конструкций, вантово-стержневых структур, неосуществимых фигур и самоколлажей, штриховых стереографий и установок светового формообразования и звучащих объектов.
Вячеслав Колейчук и группа "Мир". Светокинетическая установка "Атом". 1967 Архив Вячеслава Колейчука. Фото: Предоставлено Музеем современного искусства "Гараж"
Колейчук сотрудничал не только лишь с киношниками, да и с атомщиками. В 1967 году он сделал 13-метровую статую "Атом" по заказу Института атомной энергии АН СССР им. И. В. Курчатова. Создание конструкции, построенной на четком расчете, учете самонапряжения частей и движении ветра, было приурочено к 50-летию Октябрьской революции, но обошлось без девизов, посвящений основателям русского страны и иной идейной аранжировки. В 2018 году реконструкция "Атома" на площадке музея современного искусства "Гараж" стала крайней прижизненной работой мастера. Открытие "Атома. 1967/2018" случилось уже опосля его ухода.
Хотя крайняя реконструкция воспроизводила его свою работу, он увлекся воссозданием произведений до этого всего российских конструктивистов. Его вклад в исследование их художественного наследства тяжело переоценить.
Весенняя выставка в Новейшей Третьяковке потому соединит три сюжета: реконструкцию выставки 1920-го года ОБМОХУ, другими словами Объединения столичных живописцев, воссозданные установки Колейчука и его "мастерскую" зале № 38. По другому говоря, выходит таковая реконструкция в кубе.
Как любопытно провести 11 выходных дней не выходя из дома
Иван Кудряшов
Новенькая Третьяковка
15 мая — 22 августа
Эта выставка обещает много открытий. Имя Ивана Алексеевича Кудряшова (1896-1972) отлично знают исследователи российского авангарда. Ученик Малевича, живописец, график, создатель собственного варианта абстрактного искусства, сценограф, преподаватель, он был приметной и броской фигурой на сцене художественной жизни 1920-1930-х годов. А именно, вместе с Малевичем и Эль Лисицким он был основоположником оренбургского филиала группы УНОВИС (Утвердители новейшего искусства).
При всем этом будущая выставка в Третьяковской галерее — 1-ая ретроспектива художника. Она станет результатом интернационального музейного проект, который открывает новейшие странички российского авангарда. Каталог данной для нас выставки будет первой монографией о творчестве Ивана Кудряшова.
Алексей Венецианов
Инженерный корпус Третьяковской галереи
Сентябрь 2021 — январь 2022
Наиболее 170 красочных и графических работ из собраний ГТГ, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Российского музея, Эрмитажа, музея-заповедника "Павловск", музея Константиновского дворца, Тверской картинной галереи и остальных музеев Рф напомнят о восхитительном мастере. Алексей Венецианов, землемер, который стал русским барином, писал крестьянок, пластичностью и грацией напоминающих итальянских мадонн. Он открыл крестьянскую тему для российскей живописи, щедро внеся в сюжеты сельской жизни созерцательность и мечтательность романтичного толка. При всем этом Алексей Гаврилович был человеком совершенно не праздным. Одержимый мыслью воспитания юных талантов из народа, он сделал свою художественную школу. Отсутствие академического образования у него самого здесь, как ни удивительно, оказалось плюсом: он не страшился находить свои способы преподавания и сберегал особенность учеников.
На выставке можно будет узреть работы его учеников, а именно, А.В. Тыранова, А.А. Алексеева, Ф.М. Славянского, Г.В. Сороки…
Самые достойные внимания новогодние и рождественские онлайн-проекты
"Монпарнаски"
ГМИИ имени А.С.Пушкина
лето — осень 2021
Показ живописцев "Парижской школы" — одна из красивых традиций Пушкинского музея. Новенькая выставка представит до этого всего наследство художниц, работавших на Монпарасе, посреди которых архитектор Хуана Мюллер и грузинская княжна Вера Пагава, которая будет представлять Францию на Венецианской биеннале 1966 года, Вера Рохлина — ученица Ильи Машкова и Александры Экстер, дочь португальских дипломатов Мари́я Эле́на Вие́йра да Си́лва, которая стала французской художницей, Эрмина Давид — правнучка Жака-Луи Давида, наши Соня Делоне и Мария Маревна, Мария Бланшар и Мари Лорансен… Быстрее всего, здесь будет два выставочных сюжета: дамы как музы (данная тема, к примеру, была центральной на выставке "Ольга Хохлова & Пабло Пикассо" в 2018 году) и дела художниц с Музой, другими словами их собственное творчество, заслуживающее внимания не только лишь историков искусства.
Если все сложится, "Монпарнаски" должны стать одной из самых интересных выставок года.
Николай Андреев
Сентябрь 2021 — январь 2022
Инженерный корпус Третьяковской галереи
Работы фотографов нечасто оказываются в центре внимания выставок в Третьяковской галерее. Выставка известного пикториалиста Николая Платоновича Андреева (1882-1947) обещает стать событием. Два года вспять, в 2019 году, ГТГ получила в дар от наследников Андреева наиболее 600 его работ.
Выставка в Инженерном корпусе, где работы Николая Платоновича, который стремился воспроизвести в фото эффект красочных пейзажей, будут представлены в контексте искусства начала ХХ века.
К выставке приурочена не только лишь образовательная программка, да и интернациональная научная конференция, посвященная творчеству Николая Андреева.
Арт-кластер "Таврида" подвел итоги года
Миша Врубель
2 ноября 2021 — 8 марта 2022
Третьяковская галерея
Три этажа Новейшей Третьяковки, наиболее 300 произведений Миши Врубеля (1856-1910) из 14 русских и забугорных музеев, в том числе 100 работ из Российского музея, — такой размах ретроспективы Врубеля. Она обещает стать мегапроектом года.
Как молвят кураторы выставки, их цель — попробовать осознать, что в творчестве мастера "закономерно" и поддается разъяснению с позиций искусства его времени, а что, по словам Александра Блока, "похищено у вечности". Жизнь Врубеля похожа на интересный и катастрофический роман, овеяна легендами и легендами, его можно именовать "безупречным художником", чей корпус творений является, на самом деле, одним совершенным произведением.
Это произведение будет разворачиваться в залах, где будут представлены зала его живопись и графику, монументальные панно для коттеджей и статую, майолику и фото, театральные костюмчики…
Олег Целков
Столичный музей современного искусства (ММОМА), вместе с AVC Charity Foundation и Tsukanov Family Foundation
16 декабря 2021 — 20 января 2022
Выставка Олега Целкова, создателя фантасмагорически-гротескного мира, 1-го из самых нужных российских живописцев, обещает путешествие в мир зазеркалья, который постоянно с нами. Ретроспективная выставка, куратором которой будет Андрей Ерофеев, соединит воединыжды работы из больших музейных и личных коллекций Рф и Европы.