В город Курчатов привезли корпус атомного реактора для строящейся Курской АЭС-2. Его создали на заводе «Атоммаш» в Волгодонске. Чтобы доставить многотонную конструкцию до места назначения, пришлось укреплять мосты и дороги. За логистической спецоперацией наблюдал корреспондент ОТР Александр Ильин.
Автоколонна въезжает в город со скоростью 20 километров в час. Реактор сопровождают как мировую знаменитость с большим кортежем. Впереди машина с антенной, все что ниже этого уровня должно уступить дорогу. Поэтому, когда на пути возникают провода, рабочие с телескопическими удочками приподнимают их, чтобы обеспечить проезд платформе.
Вес оборудования – 34 тонн. Асфальт может не выдержать такой тяжести. Нагрузку распределяют между колесами, их у платформы 192. Поездка с кортежем по Курчатову – финальный отрезок долгого пути. Доставка реактора заняла полгода.
В Волгодонске его погрузили на баржу и везли по воде 1500 километров до Воронежской области. Затем началась подготовка сухопутного отрезка маршрута длинной в 300 километров. Мосты и дороги пришлось дополнительно укрепить. Теперь инженерам предстоит провести ещё одну масштабную логистическую операцию по установке реактора на рабочее место.
Сергей Разумов, главный инженер подразделения компании «Энергоспецмонтаж»: «Техника у нас будет штатная — это полярный кран внутри гермобъема. И снаружи для постановки на портал будем использовать дымак — это большой строительный кран, который позволяет взять его с портала и поставить на тележку транспортную. Будет задействовано порядка 40-45 человек в две смены».
Корпус реактора – один из главных элементов атомной станции. В него загружается ядерное топливо и проходит реакция с выделением энергии. На Курской АЭС-2 поставят новое поколение установок на водяном охлаждении, которые начали разрабатывать в 60-е годы. Конструкцию корпуса улучшили, чтобы подлить срок службы.
Алексей Вольнов, главный инженер Курской АЭС-2: «Теперь у нас в корпусе реактора вместо шести, четыре сварных шва. Это предопределяет ресурс реактора. Чем меньше сварных швов, тем меньше разнородных материалов в корпусе и тем дольше ресурс. У нас уже 60 лет в проекте заложено, это было и раньше, но теперь уже продление на 40 лет тоже заложено в проект до ста лет работает».
Монтировать корпус реактора на станции начнут только в мае следующего года. За это время установят парогенераторы, компенсатор давления, трубопровод для циркуляции воды и другое оборудование, которое его окружает. А весь первый энергоблок АЭС в Курчатове запустят в эксплуатацию не раньше 2025 года.
Материал опубликовали: Валерия Маганова, Дарья Кузнецова