В кинофильме дочь, бывшие супруги, друзья и коллеги говорят о жизни и творчестве Успенского: несчастном детстве, преодолении русской цензуры, конфликте с мультипликатором Леонидом Шварцманом, суде с «Союзмультфильмом» за права на героев «Простоквашино», секте Столбуна, которую он поддерживал и куда дал свою дочь.
Читатели "РГ" высказались о новеньком документальном кинофильме о Пушкине
«Мысль кинофильма родилась на улице Тверской, когда я зашел в букинистический отдел магазина «Москва». Там я взором выцепил книжку финского писателя Ханну Мякеля — он в Русском Союзе прославился мультиком «Дядя Ау». Это была биография Эдуарда Успенского, отлично изданная, с прекрасной обложкой и потрясающе написанная. Мякеля дружил с Успенским много-много лет, эта дружба переросла в биографическую книжку, которую в Рф, не считая меня, кажется, не достаточно кто прочел. Зато в Финляндии это был хит. Далее я поехал в Хельсинки, побеседовал с Ханну и сообразил, что нужно снимать кино — жизнь Успенского очень уж навязывается на экранизацию, поэтому что исходя из убеждений драматургии это величавая история и, цинично говоря, весьма фактурный материал для сценариста и режиссера», — сказал до выхода кинофильма его создатель, журналист Роман Супер.
Байопик про Успенского снят в жанре документальной кукольной анимации: кроме интервью, архивных фото и видеоматериалов, приобретенных благодаря родственникам, друзьям и противникам головного героя, в кинофильме употребляется анимация: Успенского играет куколка, говорящая его голосом.
«Анимация — это творческое решение режиссера Ивана Проскурякова, который много лет употребляет этот прием в собственной работе. Тут этот прием оказался в особенности уместным, поэтому что идет речь о притчах. С одной стороны, у нас есть человек, который сделал сказочные миры. С иной стороны, у нас есть эти миры. И желание поместить самого сказочника в то прекрасное детское безумие, которое мы имеем благодаря Успенскому, кажется, лежит на поверхности. Совершенно, все превосходные решения лежат на поверхности, но замечают это единицы. К примеру, Ваня. Так родилась куколка головного героя, которая с первой же секунды кинофильма оживает и ведет повествование от первого лица», — продолжает рассказ Роман Супер.
Кинофильм будет доступен для бесплатного просмотра. Ранее на платформе выходил документальный кинофильм Романа Супера «С закрытыми окнами» — добросовестная биография Кирилла Толмацкого (Децла), о котором писала «РГ».
Цитата из кинофильма
Григорий Остер, писатель и сценарист, друг Эдуарда Успенского:
«Успенскому не давали издать его книжки, но он делал «Радионяню». И она работала лучше, чем стотысячный тираж книжки, поэтому что это слушали миллионы. Он не зарабатывал на этом большущих средств, но ему удавалось донести то, что он желал, при помощи радио, телевидения. Он был министром по детству. Он был оптимистом.
Документальный кинофильм о Грете Тунберг сейчас выходит в прокат в Рф
Были у Успенского по-настоящему пользующиеся популярностью мульты. Их смотрели весьма огромные, как мы гласили, «чингачгуки» со своими внуками. И всякий раз, когда бюрократ, который ощущал себя императивным посреди писателей и решал, какая книжка выйдет, а какая нет, попадал в ситуацию, когда он не знал, что будет, если Успенский посетует тому человеку, который со своим внуком глядел его кинофильм. Весьма быть может, что «чингачгук» предпочтет Успенского, а не этого бюрократа, и это была сила».