Так рушатся легенды | статьи на kinoreef

Кинофильм ведает о событиях в Новочеркасске в 1962 году, которые в течение почти всех лет были засекречены. На электровозостроительном заводе — главном городском предприятии — стачка: объявлено крутое увеличение цен на самые нужные продукты, и люди на это остро реагируют. К бастующим присоединяются рабочие остальных компаний, тогда и в город вводят армию, в ход идет орудие. Стрельба по невинным людям переворачивает всю картину мира убежденной коммунистки, работницы парткома Людмилы, у которой к тому же на площади во время расстрела теряется дочь…

Кончаловский: Тема новочеркасской катастрофы занимает меня уже много лет

— Этот сценарий лежал у меня пару лет, но толчком к тому, чтоб опять к нему возвратиться, стал момент, когда мы с Юлией ставили в Италии «Антигону» Софокла, где она игралась большую роль. Я поразмыслил, что новочеркасская история может стать некоторым продолжением данной нам катастрофической полосы, — ведает Андрей Кончаловский.

Режиссер признается: о событиях в Новочеркасске он слышал еще в 60-е. Но они его в особенности взволновали, когда в 90-е годы расстрел рассекретили, стали проводить расследование, публиковались свидетельства свидетелей. Работая над сценарием, Кончаловский опирался на их, также на стенограммы тогдашних партсобраний — документальные фрагменты даже вошли в кинофильм. Но «Дорогие товарищи!» — не документ, а художественное выражение, подчеркивает режиссер:

— Кто-то из величавых произнес: искусство — это ересь, которая помогает нам осознать правду жизни. Потому, когда писал сценарий, я задумывался сначала о данной нам даме. Она — член партии, коммунистка, фронтовичка, безоглядно верившая в Сталина… И здесь — такие действия! Мне хотелось сделать нрав искреннего, незапятнанного человека, строителя коммунизма. Таковых в Русском Союзе было большая часть.

Идет речь не только лишь о определенной катастрофы, да и о судьбе поколения, которое нежданно потеряло опоры: человек, в которого они верили, вдруг обвинен в грехах, кумир растоптан. Противопоставление человека и событий, рока — это и есть реальная катастрофа, хоть в античности, хоть в наше время.

— Катастрофа постоянно вызывает смятение, но наилучшая из зрительских реакций — молчание: это означает что опосля просмотра человек находится в каких-либо весьма суровых отношениях со собственной душой, — гласит создатель картины.

Если опосля просмотра зритель молчит — означает, человек находится в весьма суровых отношениях со собственной душой

Юлия Высоцкая сожалеет, что из-за пандемии кинофильм не удалось представить в Новочеркасске: для актрисы — это родной город, в картине снимались огромное количество его обитателей. О собственной героине она ведает так:

— У Людмилы не может появиться вопросец — почему у меня есть паек, а у соседки нет, у нее всему есть разъяснение. 1-го она осознать не смогла: когда начинают стрелять по невинным людям. На вопросец «Русской газеты» о том, как снимать киноленты о истории, не фальшивя, Андрей Кончаловский дал ответ:

— Основное — в ощущении правды, в том, чтоб зритель веровал происходящему. Я, к примеру, с трудом смотрю телесериалы, связанные с революцией, экранизации по классикам — у меня постоянно возникает чувство неправды. И это соединено не с тем, что артисты не совпадают, а с тем, что любая эра имеет собственный запах, свои предметы, свои лица… Нынешние люди — «люди селфи», а русские лица — совершенно остальные. Мне было надо отыскать конкретно такие — из другого времени.

Как отметил режиссер, кинофильм «Дорогие товарищи!», может быть, будет заявлен от Рф на премию «Оскар».

Добавить комментарий