Радзиховский: Шоу, пиар стали заполнять собой все пространство политики | статьи на kinoreef

Попробуем воспользоваться советом Чехова.

"Вершинин. Что ж? Если не дают чаю, то давайте хоть пофилософствуем.

Тузенбах. Давайте. О чем?

Вершинин. О чем? Давайте помечтаем… например о той жизни, какая будет после нас, лет через двести-триста".

Федор Лукьянов: Российско-германские отношения — сложный феномен

Популярный жанр — в отсутствие чая.

Но хотелось бы "пофилософствовать" не о будущем, а о настоящем — о той же политике и, соответственно, работе политобозревателя.

В жанре "политики" за последние десятилетия случились такие системные перемены, каких не было в течение тысяч лет до этого.

О чем идет речь?

"Война есть продолжение политики другими средствами" (Клаузевиц).

Эти слова великого теоретика военного дела можно "обернуть".

В течение всей Истории политика была средством подготовки к войне или предотвращения войны (причем часто трудно отличить одно от другого! См. хотя бы предысторию 1 и 2 МВ). Так или иначе мысль о Войне — реальной, физической войне — была в подсознании политиков, образовывала "базис", "фундамент" всей политической суеты. По крайней мере, когда речь шла о Внешней Политике — а она традиционно считалась самой важной. Недаром "главными министрами" всегда и везде были военный и иностранных дел, недаром короли-цари-императоры занимались прежде всего иностранными делами — в их военной и мирной проекции. Можно сказать, что Война (или абсолютно реальная угроза войны) была тем безусловным раздражителем, на котором затем строилась вся сложная архитектура условно-политических рефлексов.

Конец "Истории Больших войн" означает в определенном смысле и "конец" политической истории в прежнем ее понимании

И вот здесь-то и случились огромные, небывалые никогда ранее в Истории перемены.

После 2 МВ. После создания ЯО. После исчезновения соцлагеря и СССР. Наконец, вообще, в ситуации качественного "удорожания человеческой жизни" (и одновременно — старения населения Запада, сокращения рождаемости), в ситуации резкого усложнения всех технологических систем связи и жизнеобеспечения. После всех этих огромных перемен — Большая Война (т.е. война между Великими Ядерными Державами) стала просто психологически невозможной: "победителей" в ней быть не может, т.к. на том свете все равны.

Как известно, это не общие рассуждения, благие пожелания и т.д. Это — факты. За 76 лет после 1945 г. — ни одной войны между Большими Странами. Такого периода в Истории никогда раньше не было.

Но это же означает и качественную перемену в самом понимании "политики": конец "Истории Больших войн" означает в определенном смысле и "конец" политической истории в прежнем ее понимании.

Естественно, политика продолжается — политобозреватели это знают лучше всех. Просто… какая-то "другая политика", "постмодернистская".

Яков Миркин: Уже сегодня можно сказать, какой будет бюджетная система в 2030 году

Если продолжить аналогию с "безусловными" (БР) и "условными" (УР) рефлексами, то получается, что основа, БР — ушли, а вот УР — остались. Но это значит, что "условная политика" повисла в воздухе. Все ритуалы "вокруг драки" — имеют место… при невозможности самой "драки". В такой ситуации удельный вес Шоу, который всегда был велик в политике (и не только публичной, но и в "закрытой" ее части), резко вырос, Шоу, пиар стали заполнять собой практически все пространство политики — во всяком случае, "высокой", внешней, военной, геополитики и т.д. А "реальное содержание", т.е. действия, меняющие (сильно влияющие на) жизнь населения, перешло в "низкую" политику — социальную, экономическую.

Это не значит, что Высокая политика больше "не нужна". Ничего похожего! Шоу витально необходимы человеку, Человечеству. Как раз в XXI веке их значение резко выросло по вполне понятным причинам. Люди меньше заняты изматывающим физическим трудом, меньше волнуются о пропитании, наконец, уменьшается значение Религии — в такой ситуации вполне понятно, что "Место Шоу" резко расширилось. И хотя политшоу вынуждены конкурировать с массой других — "попсовое" и "высокое" искусство, спорт (который отчасти заменяет военные зрелища), бесконечные компьютерные игры и т.д., но — места хватит всем. Виртуальное пространство Шоу — безгранично.

Шоу, пиар стали заполнять собой практически все пространство политики

У политшоу — своя специфика. Ими по традиции больше увлекаются мужчины среднего и более зрелого возраста. Но главное "условие Игры" — надо психологически воспринимать ее "как бы всерьез". Для того, чтобы довольно однообразный шум политических переговоров, пресс-конференций, саммитов, "утечек", статей экспертов и т.д. "цеплял", важно сохранять (или делать перед собой вид, что сохраняешь) традиционную веру в Важность, Судьбоносность политических событий.

Станиславский говорил, что важнейшим условием существования реалистического театра является серьезность переживания. Артисты должны — в идеале — так "вжиться в роль", чтобы сохраняя и шлифуя всю свою формальную артистическую технику, при этом переживать события на сцене "как если бы" они происходили в реальности. А зрители, купив билет и сидя в кресле, тоже должны переживать зрелище "как реальное", больше того — сопереживать актерам так, "как если бы" это происходило с ними. Устройство человеческого сознания помогает поддерживать такие "многослойные иллюзии", отлично зная, что это лишь Театр. Впрочем — "весь Мир — Театр и люди в нем актеры".

Тем более это верно для Высокого (и жизненно необходимого!) Политического Театра. Ну, и как Театр "начинается с вешалки", так политика начинается с политобозревателей…

Добавить комментарий