Премьеру спектакля «Кабаре Терезин» о арестантах концлагеря покажут в Москве | статьи на kinoreef

По мощи жизнелюбия и духовной стойкости эта история сравнима с той, что рассказана в оскароносном кинофильме Роберто Бениньи «Жизнь великолепна», — но она масштабнее. В гетто, куда нацисты согнали ученых, музыкантов, актеров, литераторов, живописцев со всей оккупированной Европы, его обреченные на погибель арестанты — посреди их были звезды эстрады Праги, Вены и Берлина — организовали кабаре, которое работало пару лет, вселяя в людей волю к жизни и веру в обязательное освобождение.

В Большенном театре презентовали книжку "Я, Майя Плисецкая…" в новеньком издании

Там читались лекции о искусстве, была поставлена детская опера, собранный из узников оркестр и хор исполнили «Реквием» Верди. Необычный взрыв художественной активности увидели нацисты; по приказу Геббельса в Терезине соорудили «примерное гетто», которое и показали делегации Красноватого Креста. Сняли пропагандистский кинофильм «Фюрер дарует евреям город». Картину можно созидать на YouTube: там счастливые евреи превращают полузаброшенный городок в земной рай, обрабатывают грядки, играют в футбол и куют чего-то стального под звуки известного канкана, написанного евреем Оффенбахом. Все участники кинофильма опосля съемок были высланы на сожжение в Аушвиц.

Мысль возвратить эти тексты к жизни принадлежит австрийскому режиссеру Александру Вехтеру, предки которого погибли в Аушвице. В спектакле применены подлинные тексты и нотки, хранящиеся в архивах Терезиенштадта; недостающую музыку написал автор Сергей Дрезнин, для которого тема, сплетенная с искусством Сопротивления, тоже оказалась личной: «Мой папа посиживал в шарашке — его упекли в порядке борьбы с космополитизмом. Он был блестящий офицер морской авиации, обеспечивал радиолокационную поддержку «Нормандии — Неман», войну окончил в Кенигсберге. Играл джаз на фортепиано, писал музыку, лишь что поженились с матерью, и — бум! — кто-то состряпал неверный донос, разоблачил «еврейский комплот», завели «дело», и — на 5 лет! Потому история кабаре Терезин меня в особенности перепахала. Там был неописуемый взлет творческой энергии, и в кабаре это было не попасть: оно помогало людям выжить. Там были все жанры, не считая катастрофы. Артисты смеялись: «Приезжайте все к нам — у нас можно похудеть!», «Чтобы не сгинуть с голодухи, не теряйте бодрость духа!». Этот настрой на музыку, острое слово, актуальную шуточку был для всех весьма важен: кто внутренне ломался — был обречен на погибель. Необходимо уметь биться с невзгодами, даже если все вокруг нестерпимо — о этом наш спектакль».

Полуконцертный вариант спектакля сделала настоящей музыкальной драмой столичный режиссер Нина Чусова, ранее создававшая с Сергеем Дрезниным мюзиклы «Екатерина Величавая» и «Яма». Основываясь на письмах узников Терезиенштадта, она написала пьесу, которую и увидят москвичи.

— Я взялась за написание либретто по документам — письмам, песням, которые сохранились в Терезиенштадте, — ведает Нина Чусова. — Создатели текстов — поэты-узники Терезиенштадта, их имена перечислены в программе. За этими листками бумаги вставали тени настоящих людей, их судьбы. И позже, когда мы с артистами готовились к репетициям, они изучали биографии полностью определенных людей, которых играют. И понимаете, чем поражали письма: они пронизаны не гневом, даже не отчаянием, — в их любовь, надежда и упорная вера, что все не плохое непременно возвратится. Эти люди до конца верили в освобождение, хотя погибель уже дышала в лицо.

Тимур Бекмамбетов экранизировал Библию в формате Screenlife

Этот материал необычным образом откликался в нашей нынешней жизни: как раз объявили пандемийный карантин, и у мальчугана, который играет в спектакле, погиб от коронавируса папа, и полная неизвестность впереди — это всех нас на сто процентов накрыло. Но романтизм, которым пронизан весь этот материал, странноватым образом и нам помогал. Конкретно романтизм, как ни удивительно слышать это слово в применении к концлагерю. Спектакль — о том, как люди даже в этих обстоятельствах умели сохранить не только лишь волю к жизни, да и ее удовлетворенность: «Обнимитесь, друзья, нам без юмора недозволено!» — это из «Марша терезинцев», написанного Карелом Швенком. Данная тема духовной стойкости нужна нам сейчас: мы стали уж очень уязвимыми, сходу впадаем в угнетение. Так что чувство сопричастности весьма принципиально для спектакля. Наши 1-ые пробные спектакли в Москве были показаны в маленьком подвале, где зрители посиживали впритирку к актерам, — и на данный момент, при переносе на огромную сцену, мы желаем сохранить эту интимность, чтоб было чувство, что зрители — часть происходящего.

Справка РГ

Терезин — «примерный концентрационный лагерь-гетто для старых», устроенный в крепости XIX века поблизости Праги почти во всем в пропагандистских целях. За годы войны там были интернированы 140 тыщ человек, основным образом людей науки, политики, литературы и искусства — почти все с европейскими известными именами. Из их 88 тыщ позже были депортированы в Аушвиц и там погибли.

Добавить комментарий