Это документальная картина Галины Евтушенко "Полустанок".
Этот фильм переведен на десять языков и показан во многих странах — в русской культуре мало имен, столь известных в мире, как имя Льва Толстого.
Проследим жизнь великого писателя от раннего детства до рокового полустанка, где он завершил свой путь. Подумаем о его взаимоотношениях с семьей, обществом, с окружающей действительностью.
Авторы картины режиссер Галина Евтушенко и ее коллега Александр Басов, выступивший здесь сценаристом, исследуют феномен образа русского гения и пророка, в течение многих лет создаваемого его последователями-толстовцами во главе с Владимиром Чертковым. Образа, заложником которого стал писатель.
В Ясной Поляне прошел театральный фестиваль "Толстой"
Фильм передает лихорадочное беспокойство, предощущение катастрофы, то чувство фатального неблагополучия в доме Толстых, которое проявляется через вот это чисто русское неуемное поклонение гению.
И вот в ноябре 1910 года Толстой уходит из Ясной Поляны и заканчивает свои дни 7 ноября (по старому стилю) на захолустном полустанке Астапово. Ему было 82 года.
Портал "Кинопоиск" рекомендует картину так:
"Отыскать неизвестное в известном" — по этому принципу идут авторы фильма, стараясь бережно передать атмосферу, царившую в Ясной Поляне накануне ухода Льва Николаевича Толстого из дома. Фильм состоит из трех частей "Перелом", "Уход" и "Эпилог", где в основном идет речь о последнем периоде жизни Льва Толстого, связанным с его решением покинуть дом и семью. "От чего и куда бежал гениальный мастер, завоевавший мировое признание?" — так коротко можно сформулировать проблему, которая, по словам режиссера, более всего волновала создателей картины".
Фото: предоставлено автором фильма
"Взглядом, молчанием, укором…"
Посмотрев картину, видный критик, прозаик, литературовед, член жюри литературной премии "Ясная Поляна" Валентин Курбатов прислал режиссеру письмо, которое с разрешения Галины Евтушенко мы публикуем.
Вот, наконец, я посмотрел "Полустанок". И какое же это было счастье!
Принимался с тревогой — все мы, кто приближается к этой теме,
начинаем побаиваться друг друга: как понимает другой, не слишком ли
далеко? А я только мучительно жалел, что не видел картины до своего "слова" в Астапове…
Удивительная бережность и точность, любящая осмотрительность там, где
Басинский: Судьбы Толстого и его сестры переплелись в последние дни его жизни
обыкновенно всякий решает со своей колокольни, с которой все конфликты
ребячливо малы — р-раз и нет никакой проблемы!
И как хорошо работают несчетные фотографии Льва Николаича, над
которыми весело смеялся Розанов! Как они "оркеструют" картину! И как
скоро Лев Николаич входит в её диалог взглядом, молчанием, укором
— совершенное действующее лицо!
Может, погляжу в другой раз, так и найду, на что поворчать, а пока
только восторг и благодарность. Ах, если бы хоть в день кончины её
показали по всем каналам — насколько умнее мы стали бы понимать Льва
Николаича и Софью Андреевну. Да и самих себя. Да и матушку-родину.
Поздравляю и благодарю судьбу, что попался Вам "на дороге" — как я был
бы беден, не зная этой Вашей работы.
Сердечно Ваш В.Курбатов
Важно
Как и все предыдущие выпуски Киноклуба, фильм "Полустанок" остается в свободном доступе сегодня и ежедневно.