Понятно, что все люди на земле снаружи различаются, даже в лицах близнецов есть какие-то отличия. Природа (либо Бог?) так устроила, что у всякого человека своя наружность и стопроцентных двойников не бывает.
Но все-же…
Писатели снаружи различаются в еще большей степени, чем актеры. В особенности в крайнее время возникло много актеров, которые вроде бы «дублируют» наружности актеров старшего поколения. Вроде бы такие их «копии».
А вот писатели — нет. Не говорю о классиках — тут все разумеется. Пушкина не спутаешь с Лермонтовым, Толстого — с Тургеневым и Достоевским, хотя все трое с бородами. Нет ни мельчайшего наружного сходства Есенина и Маяковского, Бунина и Горьковатого. Печать наружной особенности очень разительна, будто бы эти люди не принадлежат к одной цивилизации, одному времени.
Владельцем Букера-2020 стал шотландский писатель Дуглас Стюарт
Но если и поглядеть на наружности писателей относительно крайнего времени, 2-ой половины ХХ и начала XXI века, мы тоже не найдем в их ни мельчайшего наружного сходства. Я бы даже произнес, что в текстах их иногда куда больше общего, нежели в их лицах. Возьмите Шукшина, Белова, Распутина, Астафьева… Все из деревни, из мужчин, но какие разные-разные-разные лица!
Есть ли что-то схожее в лицах Астафьева и Распутина? Ничего. Либо мне так кажется? Нет — не кажется. Очень выразительная печать наружной особенности у обоих.
Я думаю, это происходит не только лишь и не столько из-за того, что так распорядилась природа. Основная причина в том, что путь писателя — постоянно очень индивидуален. Литература — не театр и не кино. Она создается не коллективами, а людьми с глубоко персональными актуальными опытами, и печать этого опыта лежит на всех писателях, не только лишь на их текстах, да и на их лицах.
Писательские портреты сопровождены биографическими справками, что делает альбом малеханькой «энциклопедией»
При всем этом писателей не так нередко фотографируют. Ну и не обожают они этого, не могут, за редчайшим исключением, «позировать».
Лишь что вышел альбом писателя и фотографа Максима Земнова — «Писатели в объективе» (Изд-во «Компания ВЕСТ» при участии изд-ва «Вече»). Это редчайший, если не единственный вариант, когда в одном альбоме собраны лица российских писателей 2-ой половины ХХ — начала XXI века. Разве что Виктор Шкловский тут «могиканин», человек из несколько другого времени, но проживший 91 год и таковым образом ставший современником новейшей эры.
Булат Окуджава, Юрий Трифонов, Андрей Битов, Фазиль Искандер, Евгений Евтушенко, Валентин Распутин, Лев Аннинский, Андрей Дементьев, Юрий Левитанский… Это уже ушедшие от нас. И тут же Борис Екимов, Владимир Крупин, Евгений Рейн, Юрий Кублановский, Лариса Миллер, Людмила Петрушевская, Сергей Чупринин, Игорь Волгин… А вот и последующее поколение: Алексей Варламов, Марина Кудимова, Сергей Шаргунов, Алиса Ганиева, Александр Григоренко, Андрей Василевский, Александр Архангельский, Миша Попов… Именовал не всех, извините! Если б всех именовал, очень много бы места ушло. 85 имен! 85 разных-разных-разных лиц!
Вступление к альбому написал критик, искусствовед Валентин Курбатов, который лично знал и понимает практически всех, кто стали героями данной книжки.
В Рф могут официально показаться профессии писателя и композитора
«Да, да, похожи! — пишет он. — И светлый, размеренный, несуетный, как его проза, Борис Екимов, и смешливый Владимир Костров с его пушкинской жилкой, и всегда чуток самозащитный Миша Попов, и мягенький, постоянно как будто чуток ограждающий писателей от несправедливого суда Андрей Турков, и академически пристальный Игорь Шайтанов. Со всеми охото побыть памятью — с Окуджавой, который и на снимке, и в жизни постоянно как будто и дома, и совместно на улице, и с Распутиным, который постоянно на невольной, постылой им, но неминуемой трибуне в противоборстве неправде и в святой обороне добра и света, и с Левитанским, который в моей памяти почему-либо обязательно рядом с Самойловым…»
Писательские портреты сопровождены биографическими справками, что делает альбом малеханькой «энциклопедией». И еще маленькими, но необходимыми текстами, которые охарактеризовывают личности писателей. Это или фрагменты их собственных выступлений либо какие-то слова о их узнаваемых критиков либо просто коллег по цеху.
Вот что писал о Евгении Евтушенко его старший собрат в поэзии Александр Межиров:
«Как все обязано было совпасть: глас, рост, артистизм для больших аудиторий, маниакальные приступы трудоспособности, уменье расчетливо, а время от времени и храбро рисковать, прирожденная прозаическая мудрость, простодушие, нечто вроде апостольской заболевания и, естественно же, незаурядный, весьма мощный талант».
Тоже портрет — и какой емкий! — но словами. А рядом — фото. «Да, да, похож!» — вослед за Валентином Курбатовым скажете вы.