4 января на Новой сцене Александринского театра со своим эмбиент-коллективом выступила известный гусляр, композитор, поэт Ольга Глазова. На этой площадке музыканты играли второй раз: в мае прошлого года здесь состоялась презентация диска «Это не моё». За восемь месяцев они успели создать абсолютно новую программу, которая, вероятно, сложится в следующий альбом. В сетлисте группы не было фольклорных песен, которые Ольга обычно исполняет вместе со своими, а звучали только её авторские композиции.
Почти все песни обработаны в стиле электронной музыки эмбиент, основанном на постоянных превращениях и изменениях тембра. В последнее время Ольга Глазова много работает в этом направлении и сотрудничает с импровизационным эмбиент-дуэтом “Samoilovoi” (гитаристы Руслан Собинин и Антон Спартаков), а также джазовым барабанщиком Петром Талалаем и бас-гитаристом Павлом Борисовым. Даже старые песни, которые раньше сопровождали одни лишь гусли, теперь обогатились характерным обволакивающим звуком.
С появлением музыкантов на сцене зал охватили таинственные сэмплы: сначала они служили будто бы фоном для подключения и настройки инструментов, а через несколько мгновений слились с голосом Ольги Глазовой и всем ансамблем – в итоге образовалась полноценная интродукция. В этот раз Ольга играла не только на гуслях, но и на леверсной арфе. Хрупкие переборы её струн открыли красивую, но печальную песню «Отпускаю тебя» с нисходящими жалобными интонациями в припеве, после которого композиция обогатилась полным инструментальным сопровождением, приобрела ещё большую драматичность и превратилась в масштабное полнозвучное произведение с явным обнажением душевной боли, раскрытой с надрывом в голосе:
«Засыпаю тебя,
Забываю тебя,
Отпускаю тебя,
Забываю тебя…».
Но тут же нахлынули «Воспоминания»:
«Я понимаю, что есть у меня
Лишь воспоминаний воспоминания.
Только из них прожита жизнь
Видимой частью путей невидимых…».
Её первоначальную версию мы слышали на прошлом концерте в Александринке. Трогательная песня с философским смыслом и, казалось бы, простой музыкой из однообразного гусельного наигрыша выросла в полноценное вокально-инструментальное сочинение со звучанием всей группы.
Ещё одна новая песня – невероятно красивая, но наполненная горькой тоской и печалью – «Сердце». Хрустальный арпеджированный аккомпанемент гуслей, сопровождающий чистый, прозрачный и в то же время мощный голос Ольги Глазовой, постепенно тоже обрёл краски других инструментов. Следом прозвучала композиция «С неба к небу», которая и дала название концертной программе. И хотя это сочинение уже было исполнено в прошлый раз, благодаря значительным изменениям в аранжировке оно воспринималось как совсем новое. Тогда она была полностью акапельной, а сейчас усовершенствована богатым инструментальным сопровождением и большой импровизационной частью при сохранении блестящей вокальной партии, превратившись в монументальное произведение. Затем зазвучала песня из альбома «Это не моё» «К дому её отца». Умиротворённое начало постепенно набрало мощь и превратилось в грандиозную композицию с полнозвучными ударами барабанов и невероятно сильным вокалом Ольги. Три эти песни стали драматической кульминацией концерта, которая не оставила равнодушным ни одного зрителя.
Напряжение быстро растворилось в сольном номере Ольги Глазовой «Песня для Аси», исполненном под аккомпанемент арфы. Впечатлили и последние несколько новых песен. Например, на фоне однообразного гитарного мотива «Зимы» звучал спокойный голос Ольги, а в припеве ворвались чеканные аккорды со словами «Не подсказывай», за которыми последовала большая инструментальная импровизация всей группы, а Ольга Глазова успевала одновременно играть на гуслях и арфе. Песня «Вопросы» начинается речитативом:
«Может, есть какой-то способ уточнить мою судьбу?
Я запуталась.
Я не верю, что я иду…»
Внезапно снова происходит драматический прорыв:
«Где я здесь? Где я здесь?
Подними, на стеночку повесь».
Насыщенный музыкальный материал в сочетании с текстом оставляет невероятно сильное впечатление.
«Когда ты вернёшься» — ещё один сольный трек Ольги Глазовой. В этой нежной композиции – тема расставания, мучительного ожидания заставляет сопереживать героине и быть вместе с ней будто бы внутри песни. Иначе прозвучала давно знакомая «Земля». Ольга сыграла её не на гуслях, а на арфе. Кажется, вместе с инструментом изменился оттенок характера и тембр голоса. И даже песня «Исчезаю» стала звучать по-иному: с поддержкой других инструментов она стала как бы объёмнее и более весомой. Оживила настроение концерта новая вещь «У меня весна» с длинным гусельным вступлением и лирическими куплетами, но яркими подвижными припевами, между которыми Ольга представила своих музыкантов.
На бис прозвучала песня на эльфийском языке «Облачко» (“Faniar”) – самый известный хит Ольги Глазовой.
Хочется поскорее услышать новый альбом и ещё больше окунуться в музыкальный мир нежности, красоты, лирики и драмы Ольги Глазовой. Радостно, что Ольга никогда не останавливается на достигнутом. Её грамотно выстроенная зимняя программа состоит из четырнадцати песен, десять из которых – новые, и каждая из них – бриллиант высшей пробы! Помимо концертов Ольга постоянно занимается благотворительными проектами, собирает с помощью краудфандинга средства на выпуск своих альбомов, участвует в творческих экспериментах с другими музыкантами, записывает музыку для детей и обучает всех желающих игре на своём необычном инструменте. Таков многострунный талант Ольги Глазовой.
Анастасия Видмайер специально для Musecube
Фотографии Сергея Спиридонова смотрите здесь