Минобрнауки уже четвертый год проводит соответствующий мониторинг. «Трудоустройство — не просто часть большого ежегодного исследования эффективности вузов, но ключевой его показатель, — говорят в ведомстве. — И нам важно, чтобы все заинтересованные лица и организации, будь то абитуриент, студент, ректор или предприятие, получили достоверную информацию». Недавно был объявлен конкурс на «актуализацию» методики мониторинга.
Минтруд будет отслеживать судьбу выпускников вузов и колледжей
Зачем понадобился «апгрейд»? Оказывается, сейчас учет ведется не по всем категориям. От этого картинка может сбоить. Как работает мониторинг сегодня? Вуз заносит информацию о выданных дипломах в Федеральный реестр документов об образовании. Из этого реестра Рособрнадзор выделяет данные выпускников (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол). Потом за дело берется Пенсионный фонд. Потому что к трудоустроенным выпускникам относятся лишь те, по которым однозначно найдены СНИЛС и есть хотя бы одно отчисление работодателя в счет пенсии. И вот здесь загвоздка: в расчет не берут тех, кто продолжает учиться дальше — в России или за рубежом. А также иностранцев и выпускников программ допобразования. В министерстве считают, что это не позволяет в полной мере оценить эффективность вузов по трудоустройству.
Чего хотят специалисты? Сделать систему учета выпускников, их мест работы предельно полной, актуальной. И предельно открытой. Важно: новая методика обязательно должна учитывать тех, кто решил учиться дальше, кто в декрете или на срочной службе. Категорию «самозанятых».
Нужно отслеживать карьерную траекторию выпускников. Это позволит определять тренды в профессиях, изменять учебные программы
— Кроме того, среди новых требований — обязательный опрос работодателей о том, насколько их устраивает уровень образования выпускников, которых приняли на работу, — уточняют в минобрнауки.
Ну а «вишенкой на торте» может стать прогноз возможного трудоустройства студента с учетом «заработанных» им в школе баллов ЕГЭ, выбранной профессии, а также особенностей рынка труда. Как на федеральном уровне, так и на региональном. Кстати, еще в начале года вице-премьер Татьяна Голикова подчеркивала, что имеющаяся система мониторинга не позволяет установить, сколько выпускников вузов работают по специальности и почему не все трудоустраиваются по профессии.
Между тем
13 российских вузов вошли в один из последних международных рейтингов QS по трудоустройству. Самых востребованных выпускников готовят в МГУ, СПбГУ, МГИМО, МГТУ им. Баумана, Высшей школе экономики, МФТИ, МИСиС, Томском политехе, МИФИ, Новосибирском техническом госуниверситете, Новосибирском госуниверситете, РУДН и РЭУ им. Плеханова.
Мнения
Наталия Молоткова, первый проректор Тамбовского технического госуниверситета:
— Необходимо учитывать специфику различных категорий выпускников. В технических вузах большинство студентов — юноши, которые после диплома проходят службу в рядах Вооруженных сил, в научных ротах. Кроме того, ребята, которые выбрали IT-направления, часто работают удаленно, в качестве фрилансеров. В том числе и в международных компаниях.
Сергей Колодяжный, ректор Воронежского технического госуниверситета:
— Если выпускник не трудоустроился после получения диплома — это не всегда означает, что он не смог найти работу. Причины могут быть разными: служба в армии, уход за маленьким ребенком, продолжение образования и т.д. Все это необходимо учитывать, чтобы понимать, сколько выпускников действительно оказались невостребованными. Мы тесно сотрудничаем с работодателями: на ведущих предприятиях есть базовые кафедры, учебные планы корректируются с учетом их мнения. Так сохраняем достаточно высокий уровень трудоустройства выпускников. Кстати, бойцы студенческих отрядов ВГТУ создали свое собственное малое инновационное предприятие. И уже с третьего курса они работают по специальности.
Евгений Рыбнов, ректор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного госуниверситета:
— Необходимо совершенствовать не только методику мониторинга трудоустройства, но и отслеживать карьерную траекторию выпускников. Это позволит своевременно определять новые тренды в профессиях, изменять образовательные программы.
Источник: