Фото Станислава Левшина
Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича, как известно, воплощает в себе не только оплот классической музыки, но и пристанище художественного слова. В суете быстротечных дней и бешеном ритме современности так хочется прикоснуться к настоящей большой литературе, приблизиться к шедеврам поэзии или прозы, впитать в себя высокие идеи и постичь глубокие смыслы. Совсем недавно у всех ценителей бессмертного творчества Анны Ахматовой и Марины Цветаевой была возможность прикоснуться к их великому наследию в качестве благодарных слушателей. 20 марта в Большом Зале филармонии состоялся поэтический вечер замечательной и многими любимой актрисы Светланы Крючковой. Программа получила название «Два поэта – две судьбы» и была посвящена исключительно гражданской лирике Цветаевой и Ахматовой.
Казалось бы, многие факты биографии, а также сами стихотворные строки уже хорошо известны слушателям. Но здесь, в стенах филармонии, различные эпизоды из двух трагических судеб великих женщин наполняются особым смыслом. По-иному, с особыми интонациями, сегодня звучат и строки, написанные без малого век назад. Здесь ничего общего со скучным в своей формальности уроком литературы: Светлана Николаевна вкладывает в чтение неповторимую душевную откровенность и зрителю просто невозможно остаться отстраненным. Речь ее течет свободно, плавно, превращаясь в единое словесно-смысловое пространство. Нечто среднее между публичной лекцией и авторским моноспектаклем – этот небанальный прием позволяет заинтересовать куда большее количество зрителей. Попутно происходит и развенчивание мифов, опровергаются постыдные грязные сплетни как о якобы ужасной матери Цветаевой, так и о мнимом подобострастии Ахматовой перед Сталиным.
И, разумеется, сами стихи, великие важнейшие строки. Цветаевский цикл «Лебединый стан», насквозь пропитанный острой внутренней болью за трагическую судьбу послереволюционной России, ахматовский «Реквием» – живое свидетельство эпохи тоталитарных репрессий, плюс многое из того, что не было раньше широко известно читателю. Сопричастная благодарная тишина, позволяющая объединиться чтецу, публике и незримому духу присутствия двух великих женщин, истинных гениев от мира поэзии. Этот вечер подарил возможность многим из собравшихся иначе взглянуть на многое из литературного наследия Анны Андреевны и Марины Ивановны. И оно стало вдруг невидимым, но осязаемым мостом между прошлым и настоящим, связующим звеном с предыдущими поколениями, прочной нитью, спасающей от опасного забвения страшных страниц отечественной истории.
Марина Константинова специально для Musecube