Принято говорить, что талантливый человек талантлив во всем — но почему-то эта банальность в нашей реальности как правило не относится к деятелям культуры, и тем более — к композиторам и музыкантам. А еще более — к тем музыкантам, которые избрали своей стезей теоретически легкие и простые жанры, будь то поп, рок или джаз. Тут уж и непонятно, в чем дело — во всеобщем нелюбопытстве, или в слабой включенности именно качественной поп- и рок-музыки в наш повседневный культурный пейзаж, но люди, именно что талантливые во всем, на нашей музыкальной сцене присутствуют. И один из них — это композитор, инструменталист и продюсер Михаил Мень. Да, Михаил Мень значительно более известен в нашей стране как государственный деятель, но подобная карьера никогда не мешала ему на редкость грамотно и скрупулезно подходить не только к процессу создания музыки, но и к ее доведению до слушателя. Что на нашей сцене является, увы, огромной редкостью.
В свое время модны были рассуждения на тему «так каким же музыкантам принадлежит будущее?» Мнения разнились, но наиболее здравым из них было то, что этими музыкантами станут те, кто хорошо умеет не только сочинять музыку и играть на инструментах, но и организовывать свой творческий процесс и при этом не замыкаться в рамках единожды избранного музыкального стиля. Одним словом — сами себе менеджеры с широким культурным кругозором и пониманием места свей музыки не просто в мире, но в конкретном времени и месте. И вот много лет спустя мы можем сказать, что знаем такого музыканта: это — Михаил Мень.
Для музыкантов старшего поколения, тем более в России, характерна реализация — ранняя или поздняя — своих юношеских музыкальных мечтаний, причем на самых разнообразных уровнях. Но мало переносить эти мечты в жизнь на сцене и в записи, нужно доводить их до более-менее широкого слушателя, а не только до своих ближайших друзей. Первым музыкальным опытом Михаила Меня был, как и у десятков тысяч его сверстников, школьный ВИА (то есть вокально-инструментальный ансамбль) с естественным для своей эпохи названием «Школьные годы», где юный музыкант умело использовал навыки, полученные при обучении в музыкальной школе по классу классической гитары. Да, обычно о подобных первых шагах многих отечественных музыкантов принято говорить одной строкой, но здесь строка оказалась длинная — много лет спустя, в 2004 г. песни ВИА «Школьные годы» получили вторую жизнь. Они были перезаписаны и изданы в формате безымянного альбома, ставшего в наши дни едва ли не единственным памятником аутентичному стилю бесчисленных советских школьных и просто любительских ансамблей 1970-х гг. Как говорится — любителям ностальгии на заметку.
Вторая половина 1980-е гг. стала для отечественной музыкальной сцены эпохой прорыва к широкому слушателю, но забывается о том, что в те времена большинство музыкантов в смысле менеджмента блуждали в потемках — они ждали, что к ним придет очень важный человек и решит все их проблемы. Михаил Мень, пользуясь полученным высшим образованием в области культуры, решал эти проблемы самостоятельно и энергично: он был не только музыкантом и фактическим идеологом групп «Мост» (она же «Мост-Дельта») и «Морской патруль». В те годы Михаил Мень также вместе с поэтом Александром Елиным занимается менеджментом весьма популярного состава «Примадонна», в свое время сотрясавшего радиоволны Радио «Маяк» в рамках знаменитого «Молодежного канала» Олега Гробовникова. Закономерно, что на всесоюзном фестивале «Мисс рок ‘88» осенью 1988 г. «Примадонна» получила совершенно заслуженный Гран-при. Все три коллектива, с которыми работал Михаил Мень, были достаточно разнородны по своей стилистике, что позволило ему не быть, в отличие от многих, «узконаправленным» экспертом, но смотреть на музыку шире и профессиональнее. Да, широкий стилистический охват и профессионализм — вот качества, всегда отличавшие деятельность Михаила Меня на поприще музыкальной культуры, в полной мере они проявились уже в XXI веке, когда эта деятельность уже вышла на интернациональный уровень.
Однако в жизни настоящего профессионала ничто не бывает лишним. И поэтому рассматривать многогранную бизнес- и управленческую деятельность Михаила Меня на протяжении 1990-х и 2000-х гг. нужно также и в контексте его отношений с музыкой самых разных стилей, но неизменно высокопрофессиональной, на соответствующем уровне сочиненной, сыгранной и записанной.
Возвращение Михаила Меня к слушателю состоялось летом 2005 г., и состоялось оно на высшем уровне, замеченном профильными СМИ всего мира. Ведь ни отечественному, ни какому другому меломану старшего поколения не надо напоминать, какое значение придается любому творческому союзу бывших музыкантов Deep Purple. В 2005 г. этот союз состоялся под именем альбома интернационального проекта Michael Men Project “Made In Moscow”, оказавшегося на тот момент третьей совместной студийной работой не нуждающихся в представлении вокалиста и бас-гитариста Гленна Хьюза и вокалиста Джо Линн Тёрнера после двух альбомов проекта Hughes-Turner Project (он же HTP) 2002–2003 гг.
На самом деле история альбома “Made In Moscow” началась во время первого приезда Hughes-Turner Project с концертами в Россию в феврале 2004 г. Именно тогда Михаил Мень познакомился с этими музыкантами мирового класса и предложил им для ознакомления материал, выдержанный в стилистике близкого им мелодик-рока. Эти пьесы были написаны Михаилом Менем частично еще в 1980-е гг., но оказались дополнены новыми номерами. Часть же материала была создана Михаилом Менем совместно с Гленном и Джо в сентябре 2004 г., когда они прибыли в Москву записывать вокальные партии к этому альбому. В записи “Made In Moscow”, помимо заморских звезд, приняли участие лучшие профессионалы отечественной рок-сцены — гитаристы Дмитрий Четвергов и Николай Девлет-Кильдеев и Павел Титовец, бас-гитарист Петр Макиенко и барабанщики Александр Львов и Александр Филоненко. Сам Михаил Мень выступил не только в роли композитора, но и, по большому счету, исполнительного продюсера записи. В июле 2005 г. “Made In Moscow” был издан на CD и получил уважительные рецензии в мировых профильных онлайн-СМИ, где рассматривался фактически как очередная студийная работа проекта Hughes-Turner Project. Причем альбом “Made In Moscow” никогда не издавался за пределами России, что до сих пор прибавляет этому CD должной коллекционной ценности.
Да не покажется это удивительным, но история проекта Michael Men Project на этом не закончилась — в конце июня 2005 г. Гленн и Джо вновь появились в Москве, чтобы принять участие в концерте-презентации альбома “Made In Moscow”. А коль скоро этот альбом стал как бы не всего-то вторым из двух совместных проектов российских рок-музыкантов и рок-звезд мирового уровня за последние 30 с лишним лет, созданных именно на территории России, то был велик соблазн запечатлеть этот концерт для истории. Что и было сделано, но концертному альбому с записью части московского концерта, получившему название “Made In Moscow Live” было суждено проделать долгий путь к слушателю. Только в 2017 г. он был представлен на музыкальных сервисах в формате цифровой загрузки, а также в облике модного коллекционного формата — двойного винила, где “Made In Moscow Live” попал на второй LP комплекта как бонус собственно альбома “Made In Moscow”. Но и после того московского концерта Михаил Мень не прекращает сотрудничество с Джо Линн Тёрнером — он организует всероссийский концертный тур Джо и выступает с ним на сцене как бас-гитарист.
В те же годы Михаил Мень активно содействует концертной деятельности иных зарубежных исполнителей, способствуя приезду в Россию бывшего воклаиста группы Rainbow Грэма Боннета, всеми любимой группы Nazareth и трибьют-группы Boot Led Zeppelin, исполняющей материал великих Led Zeppelin. И еще одна любопытная деталь — в 2006 г. Михаил Мень принял участие в записи первого российского трибьюта группе Deep Purlpe — CD «Пипл про/to Purple», где исполнил номер “Mistreated” (1974).
Но сотрудничество с иностранными артистами, тем более первый величины — это одно, а как с подъемом собственной рок-сцены? В России это до сих пор непросто — у нас на рок-музыку и даже на джаз даже сейчас смотрят как на диво дивное, хотя на самом деле они давным-давно находится в культурном мэйнстриме. Став в конце 2005 руководителем администрации Ивановской области, Михаил Мень смог способствовать музыкальному процессу «на местах» — его безусловной заслугой является развитие города Иваново как цента музыкальной культуры — в 2009–2012 гг. там проводятся четыре впечатляющих межрегиональных фестиваля «Антифабрика» с толковым набором разностилевых артистов именно из глубинки России. Название фестиваля означало «альтернативу засилью на российской эстраде низкокачественного, фонограммного исполнения» и явным образом отсылало к излишне популярному телешоу «Фабрика». Плюс с немалой помощью Михаила Меня в Иваново была открыта серьезная студия звукозаписи «Иван Рекордз», а самый маленький город России Плёс, расположенный в Ивановской области, попал на культурную карту страны благодаря сразу двум фестивалям — «Первому российскому фестивалю гитарной музыки» и фестивалю современного джаза “Plios Jazz Festival”. Вот отличный пример того, как должны на деле, а не на словах осуществляться прорывы в области музыкальной культуры — ведь подобные инициативы не то что для нашей глубинки, но даже и для столиц — редкость. Параллельно с воплощением в жизнь этих инициатив в 2009 г. Михаил Мень оказывается соавтором и продюсером ивановского состава «Нацпроект» — их англоязычная песня “Last Call” заявляется на участие в международном конкурсе «Евровидение», но в результате оказывается на дебютном альбоме «Нацпроекта» «Ивановский блюз», изданном на CD.
Начиная с второй трети 2010-х гг. организаторская деятельность Михаила Меня оказывается ближе к столичной сцене — с его деятельным участием организуются и проводятся джазовый фестиваль «Дубрава Музыка» возрожденный фестиваль «Рок-панорама». В то же время музыкант не забывает и о самых разнообразных стилях современной музыки, и о неизбежных в современном мире менеджерских и технологических прорывах. А в 2016 году Михаил Мень инициировал возрождение легендарной рок-группы «Круиз», причем дело не ограничилось концертами: обновленный состав выпустил два концертных альбома — «Возрождение легенды Live» и «Рок-панорама 2016 Live». Да, этот реюнион не продлился слишком долго, но дело не во времени его существования, а в факте его задокументированности на физических носителях, чем не могут похвастаться многие иные и уж никак не менее значительные отечественные коллективы, некогда бывшие настоящими звездами нашего рок-небосвода.
Последним на сегодняшний день музыкальным проектом Михаила Меня стала фьюжн-группа ChetMen, созданная им вместе с гитаристом-виртуозом Дмитрием Четверговым. Впрочем, сам термин «фьюжн» в применении к ChetMen вовсе не означает музыки чересчур заумной — музыканты исполняют аранжировочно красивый, мелодически выразительный и достаточно простой материал, рассчитанный на любого слушателя, не обделенного хорошим вкусом. В 2019 г. группа ChetMen выступила на фестивале Septembre Musical в швейцарском городе Монтрё, и на ее счету уже два концертных альбома — “Dubrava Live” (2018) и «Наше ТВ Live» (2019) и два сингла “Old Friend” (2019) и “Swiss Story” (2021). В рамках интереса к джазу Михаил Мень вместе с пианистом Александром Мироновым также собирает трио ММ+, исполняющее не самый обычный для нашей сцены материал — классические произведения в авторских джазововых аранжировках.
Но, как неоднократно говорилось ранее, ответственный музыкант и продюсер всегда заботится о том, что его творчество обязано быть донесено до слушателя — и вот в 2019 г. Михаил Мень выступает одним из создателей студии звукозаписи, цифрового лейбла и продюсерского центра “Moscow City Records”. На сегодняшний день “Moscow City Records” — один из самых разнообразных и интересных в смысле небанальности и разнообразия репертуара цифровых лейблов России. Само собой, что все вышеупомянутые альбомы Михаила Меня и его уже немалочисленных проектов издаются именно на этом лейбле — но на самом деле работа с “Moscow City Records” доступна каждому, лишь бы музыкальный материал и профессиональный уровень соответствовали позитивным амбициям создателей этой фирмы. Хорошим примером здесь может быть творчество московской группы «Монорага», продюсером которой выступает сам Михаил Мень.
Если человек с юных лет неравнодушен к хорошей в эмоциональном и профессиональном смыслах музыке, то чем бы и на каком уровне он в своей жизни не занимался — все пути-дороги его карьеры будут вести опять же к музыке. Не самая прямолинейная музыкальная история жизни Михаила Меня — великолепная тому иллюстрация. Нужно надеяться, что серьезный музыкант еще не раз порадует и удивит нас очередным поворотом музыкальных пристрастий, которые наверняка отольются в сингл или альбом, доступный каждому слушателю и радующий его уровнем как музыкального материала, так и исполнения. Все верно — для Михаила Меня все дороги профессионала ведут к музыке.
Всеволод Баронин