Живописная рапсодия на холстах петербургской выставки | статьи на kinoreef

Фото Татьяны Смирновой

21 июля в центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка «Н.Н. Живопись и графика из коллекции XX-XXI веков». Экспозиция приурочена к 30-летию с начала формирования коллекции Музея искусств Санкт-Петербурга. Из огромного собрания МИСП в выставку вошла лишь часть – 135 произведений 125 мастеров живописи, графики и скульптуры. Как отмечает пресс-служба «Манеж», «при отборе работ кураторы придерживались одного условия: показать наиболее известные и характерные для творчества художника произведения». Экспозиция занимает 2 этажа.

Через призму полотен и инсталляций можно проследить развитие культурной жизни города и настроения того поколения. В течение XX века возникают и сменяются разнообразные стили и направления – авангарда, ленинградской школы живописи, соцреализма, андерграунда 1960 – 1970-х, экспериментального искусства (ТЭИИ) – вплоть до современного искусства XXI века.

Сама по себе выставка украшена белой драпировкой. С первого взгляда напоминает палату в медицинском учреждении. Еще одной ассоциацией поделились волонтеры, где один посетитель вспомнил свой лагерь. Перед входом возвышается до потолка белая занавеска в виде куба, через которую также можно пройти на экспозицию. Словно аллегорический образ портала или порога, переступив который, мы окажемся в прошлом. Или погрузимся в глубокий сон, ведь рядом с некоторыми картинами стоят аккуратно заправленные койки.

Многие посетители, в основном в отзывах и комментариях, задаются вопросом: зачем нужны эти кровати? Пресс-служба «Манежа» ответила так, «художественное оформление экспозиции — это рифма нашего времени. В последние годы, переживая травматический опыт пандемии, мы находились в состоянии неопределенности, поисков ответов, осмысления окружающего мира и себя в нем. Эта выставка, конечно, не дает прямых и однозначных ответов на эти вопросы. Но иногда вопросы гораздо важнее ответов. Экспозиция «Н.Н.» многомерна, и мы надеемся, что она будет пробуждать в зрителях самые разнообразные эмоции».

Интересно, что рядом с картинами висит дощечка с основными данными о работе, перечеркнутая цветной линией: желтой, розовой, серой, голубой и т.д. Возможно, таким образом оформители экспозиции намекают посетителям на определенное настроение или эмоцию. И служит, в этом смысле, ориентиром посетителям.

На картине Олега Татарникова «Лето на Свири» (1965 года) изображена синяя водная гладь, уходящая змейкой мимо берегов и островков высоко до линии горизонта. Кажется, полдень. Обычно в это время солнце так освещает середину водной глади до самого берега, где сидит мальчик. Может быть, он просто любуется летней погодой. Или мечтает. Кажется, что осветленная белая гладь – это намек на жизненный путь мальчика. Как одинокий парус, он сможет доплыть до обетованной земли, если сохранит в себе детство, будет верить, улыбаться, несмотря на кажущиеся непреодолимые преграды. Тогда светлое будущее не за горами. Стоит лишь обогнуть островки.

Композиция словно полна воздуха от знойного дня. Окружающие предметы и объекты показаны в круглой или полукруглой форме. Даже подножия скал не кажутся такими острыми. Все линии мягкие, волнистые. Одним словом – человек и природа пребывают в гармонии. Зеленая перекрестная линия на табличке может означать надежду, свободу, спокойствие и безмятежность. Художник Олег Татарников из династии художников. Он принадлежит к ленинградской школе живописи.

В другой картине «Сусанна и старцы» (1988) Вячеслава Михайлова изображен ветхозаветный сюжет – популярный среди именитых художников таких, как Рембрандта ван Рейна, Тинторетто, А. Альбрехта, П. Рубенса, Г. И. Лапченко, В. Верещагина и других.

Легенда гласит, что в VI веке до н.э. в Вавилоне молодая замужняя женщина в жаркий день решила принять ванну у источника в своем саду. К несчастью Сусанны, ее красотой пленились двое знатных иудеев, старейшина и судья. Сначала они тайно подглядывали за ней, а позже стали домогаться и шантажировать ложными донесениями. В те времена люди жили по законам Моисея, где за прелюбодеяние забивали на смерть камнями. Однако Сусанне страшнее было согрешить перед Богом, чем людское осуждение, и она выбрала смерть. За ее праведность на помощь приходит будущий пророк Даниил, который выясняет истину путем допросов старцев, тем самым спасая невинную девушку. Правда, рано или поздно, восторжествовала над ложью.

Библейский сюжет на картине Вячеслава Михайлова выглядит не так однозначно и понятно с первого взгляда. Даже на табличке добавлена поясняющая запись «композиция с человеческими фигурами». Все полотно покрыто хаотичными плотными мазками, кроющими слоями (наслоениями) масляной краски так густо, что создается рельефность. Словно перед нами ожившие фигуры. Такую технику в живописи называют пастозной. Массивные силуэты старцев и пышная нагота Сусанны напоминают картины итальянских художников Ренессанса или эпохи Возрождения, где объемность женщин считалась идеалом красоты. Отчетливо виден контраст светлых и темных тонов, как война света и тьмы – правды и лжи. Сусанна настолько нравственно чистая, что выделяется, словно светоч, яркие лучи которого скользят и отбрасываются на злодеев. Перекрестная линия на табличке показывает глухой, ненасыщенный коричневый оттенок. Поэтому, исходя из минианализа картины и ее сюжета, делаю предположение, что работа выражает страх и смятение, безнадежность и печаль. Вячеслав Михайлов вместе с Валерием Лукка и Феликсом Волосенковым входят в творческую группировку, прозванную критиками «Тремя богатырями». Его коллеги также представлены на выставке.

В экспозиции можно увидеть пейзажи Ленинграда. Например, незамысловатый «Канал» Рихарда Васми, «Тучкова набережная» Алексея Почтенного без гранитного парапета (ныне набережная Макарова), знакомые виды в картине «Велосипедисты на Неве» Владимира Гринберга, «Белой ночи аромат» Александра Белле. Мрачность можно заметить на картине Петра Рейхета «Волосатый суп», хаос в сюжете Владимира Табанина «Перестройка» (из серии «Крах империи»), безумие в работе Василия Голубева «Воплощается мечта. Ужасно и здорово». Радость и воспевание труду прослеживается в работах Николая Кошелькова «В саду», Валерия Лукка «Монтажницы», любовь в произведениях Василия Егоркина «Семья», Михаила Натаревича «Отдых (лежащая)».

Также показаны некоторые портреты: «Матери» Валерия Ватенина, «академика Н.Н. Казанского» – «исследователя Гомера и индоевропейских языков» Анатолия Штерна (2012).

На протяжении всей экспозиции ощущалась эмоциональная градация: от радости до смятения, от легкости до горечи. Красочная экспрессия в технике, одновременно все хаотично и гармонично.

Пресс-служба «Манежа» рассказала, что «название выставки Н.Н. взято из литературной традиции. Это — посвящение неизвестному герою. Им может быть как художник, так и сам зритель. В центре выставки и наших размышлений — Человек. Его эмоции, переживания, мысли и надежды».

Возможно, все сводится к банальным небанальным принципам: помнить прошлое, учиться на ошибках – своих и чужих, в погоне за счастьем не утратить человечность, индивидуальность и многое другое. Запечатленные моменты и мгновения прошлого с его идеалами и образами, с его борьбой как никогда остаются актуальными по сей день.

Выставка продлится до 18 сентября.

Татьяна Смирнова специально для Musecube

Добавить комментарий