4 декабря в Николаевском дворце выступил оркестр Игоря Пономаренко IP Orchestra. Правда, коллектив предстал перед нами в сокращённом виде – на сцену вышла только струнная группа. А всё потому, что в этот раз ансамбль исполнял музыку венецианского композитора эпохи барокко Антонио Вивальди. Будучи сам виртуозным скрипачом, автор оставил обширное наследие для исполнителей-струнников.
Четыре скрипичных концерта «Времена года» составляют первую треть цикла Вивальди «Спор гармонии с изобретением». Каждая их часть является музыкальным отражением двенадцати месяцев года («Весна», «Лето», «Осень» и «Зима» включают в себя по три раздела). Композитор мастерски передал музыкальными приёмами порывы ветра, дождя, невыносимый зной и холод, замирание природы перед её очередным расцветом. В этом произведении IP Orchestra и их солистка Элина Друх достигли такой степени изобразительности, что перед нами развернулась и грандиозная картина весеннего ликования, вызванная приходом тепла и пробуждением природы (можно было с лёгкостью расслышать пение птиц, журчание ручья, раскаты грома и шум травы), и правдоподобное изображение летней истомы, знакомой каждому человеку, сменившееся страхом и оцепенением от порывов ветра и разбушевавшейся грозы. В «Осени» музыканты реалистично «нарисовали» картину сельской жизни со скачками, игрой на охотничьих рогах и выстрелами из ружей, а последняя часть ярко проиллюстрировала зимний пейзаж – повеяло пронизывающей стужей, завыла вьюга, но в то же время послышались голоса народной массы, предающейся уличным забавам.
Концерты «Времена года» — это четыре разнохарактерных диалога солирующей скрипки со струнным оркестром, и не только о природе, но и о человеческой жизни. Они отражают фазы детства, юности, зрелости и старости. Элина Друх и IP Orchestra точно раскрыли авторский смысл со своими особенностями и в то же время выразили свою творческую индивидуальность, вложив в исполнение личные чувства и эмоции.
Второе отделение открылось Симфонией Вивальди До мажор. Этот цикл, написанный также для струнного оркестра, — один из многих, демонстрирующих безграничные выразительные возможности чисто инструментальной музыки композитора. Строгое, сосредоточенное исполнение IP Orchestra, в общем-то, нетипичное для коллектива в других программах, возводит произведение к его аутентичному звучанию с большими внутренними переживаниями и философским пониманием мира и жизни.
Вскоре струнный ансамбль разбавил флейтист Иван Соболев. Вместе с оркестром он сыграл концерт Антонио Вивальди «Ночь». Это сочинение можно назвать одним из первых ноктюрнов в инструментальной музыке («Ноктюрн» — в переводе с французского – «ночной»). Солист и оркестр точно отобразили созданные композитором идеи, которые его особенно волновали и были им найдены и воплощены ранее, во «Временах года». В «Ночи» слышны отголоски грозы, они чередуются с образами из сновидений, напоминающими «Осень». Но теперь они – словно призраки, возникающие в сознании на грани сна и бодрствования. Состояние природы и психологическое состояние человека становятся неразрывными.
В конце вечера к IP Orchestra присоединилась солистка Мариинского театра Лариса Елина. Музыканты порадовали зрителей ещё и вокальной музыкой Антонио Вивальди. Прозвучало три фрагмента из опер композитора — ария Констанцы из «Гризельды», ария Ферначе из «Ферначе, правитель Рима», ария Ирены из «Баязет» и ария Странника из оратории «Триумф Юдифи». Богатый насыщенными красками голос Ларисы Елиной идеально сочетается с изумительным звучанием струнного коллектива Игоря Пономаренко – настолько, что создаётся впечатление, будто две эти составляющие – неделимые части одного целого, существующие в единстве уже целую вечность, так же долго, как живёт музыка Вивальди. Такое взаимодействие ещё больше раскрывает лирико-драматическую сторону оперного творчества итальянского композитора, образуя прямую связь между личностью автора и исполнителями его музыки.
Анастасия Видмайер специально для Musecube
Фотографии Сергея Спиридонова смотрите здесь