Я выбираю тебя | статьи на kinoreef

13 февраля в Петербурге выступил «Моральный Кодекс». Концерт был перенесён с осени, а потому оказался особенно долгожданным. Правда, в этот раз мы увидели главных героев не сразу. Неожиданно на сцене появилась психобилльная команда The Meantraitors. Рок-трио исполнило пять экспрессивных песен, в том числе «Ту-Ту», написанную басистом «Кодекса» Александром Соличем для участия в трибьюте своей группы.

В последние годы, приезжая в Санкт-Петербург, «Моральный Кодекс» играет только в клубе «Космонавт», и сейчас он не стал изменять своей традиции. Здесь музыканты всегда собирают полный зал, пребывают в расслабленном состоянии (в отличие, например, от БКЗ «Октябрьский», где всё строго и совсем официально), и это им самим очень нравится.

В самом начале Сергей Мазаев признался, что обычно группа придумывает какие-то поводы, чтобы «играть не просто так», и этот концерт они решили посвятить 25-летию своего альбома «Я выбираю тебя». Многие песни с пластинки не выходят из программы «Морального Кодекса», но некоторые не игрались уже давно.

И всё же первой прозвучала танцевальная песня из другого диска – «В Москве наступает полночь», не оставившая слушателям шансов спокойно усидеть на месте. Хотя у группы много энергичных, подвижных вещей, эта сразу закручивает в стихию грува. Возможно, поэтому она уже не первый год открывает выступления «Кодекса». Затем полился завораживающий арабский гитарный мотив в сопровождении мощной ритм-секции. Вот она, одна из песен с юбилейного альбома, «Потерянный рай». Пленяющее своей загадочностью начало перерастает в тяжёлое звучание в припеве, но в инструментальном проигрыше снова возвращается таинственность с восточным оттенком и вскоре уступает место лирике босса-новы «Меланхолия». Музыка настолько точно отражает содержание песни, что, кажется, не будь в ней слов, воображение всё равно нарисовало бы июльский полдень, лёгкий танец штор и синеву небес, о которых поёт Сергей Мазаев.

С началом следующей композиции было трудно поверить, что это, действительно, та самая песня, — «Ты далеко». Она, как и прозвучавшие на концерте «Ночной каприз», «Где ты», «Первый снег» и «В ожидании чуда», относится к любовной лирике «Морального Кодекса». Романтическое настроение песен группы так глубоко проникает в самое сердце и разливается по нему, что способно полностью обезоружить и открыть его для самых сильных и нежных чувств. Невероятной красоты музыка, идеально сочетаясь с текстами песен, баритоном и харизмой Сергея Мазаева, дарит необъяснимую внутреннюю свободу, ощущение безграничной радости и любви. Эти песни могут подтолкнуть и к связанным с ними сентиментальным, интимным воспоминаниям. Тем ценнее и ближе становится творчество группы «Моральный Кодекс».

И всё-таки надо вернуться в реальность, к концерту в «Космонавте», на котором, кстати, прозвучала одна новинка – песня авторства Натальи Ветлицкой «Ты же знаешь». Музыканты дружат ещё с 90-х, и неудивительно, что у них рождается сотворчество. Но вот, всегда интересно, как женщина-поэт и композитор (как в этом случае) может так правдоподобно написать для мужчины-исполнителя. Видимо, для такого «попадания» важно и даже необходимо знать друг друга так же давно, как Мазаев и Ветлицкая.

Повеселила зрителей юмореска «Славянские танцы». Её многочисленные герои, хоть и производят впечатление карикатур, но выглядят весьма достоверно:

«Лёша Пешков колол в саду орешки,
Лучистые обложки, на блюдечке халва.
Саша Пушкин искал в дыму опушки,
Где алые матрешки и сладкие слова.
Вова Ленин был другом поколений,
Писал чужие сказки в зеленом шалаше.
Леня Брежнев был золотым и нежным,
Любил он целоваться, ребенком был в душе.
Боря Ельцин известным слыл умельцем,
На вышитой рубахе восточные цветы.
Кот Матроскин носил белье в полоску,
Советовал Чубайса для пущей красоты».

Заводное, энергичное настроение концерта продолжилось в песнях «Тёмные реки, высокие горы», «На рассвете» и «Я выбираю тебя». А кульминацией стал всегда желанный, главный «убойный» хит «До свиданья, мама!». Тут уж музыканты окончательно довели публику до экстаза. И, несмотря на то, что в клубе в очередной раз сработали «правила пандемии» — сидячий партер и табу на танцы, многие вскочили со своих мест и, под стать характеру последней песни, отрывались по краям зала, ни на кого не оглядываясь. Затем лидер «Морального Кодекса» остроумно представил свою группу: Константин Смирнов – клавиши, Александр Солич – бас-гитара, Сергей Мазаев – бубен, Юрий Кистенёв – барабаны, Сергей Сухов – гитара, Николай Козырев – звук, Владимир Путин – президент.

Но зрители не собирались прощаться с музыкантами. Через несколько минут неуёмного крика и свиста «Кодекс» вернулся на сцену и исполнил ещё две композиции – лирическую, почти молитвенную «В ожидании чуда» и жизнерадостную «Матросы».

Творчество «Морального Кодекса» наполнено не только серьёзной, любовной тематикой, но и разбавлено юмором, зачастую даже сарказмом. Особую живость концертам вносят ироничные танцы Сергея Мазаева, его игра на флейте (иногда саксофоне или кларнете), бубне и шейкере. Жаль, что концерты москвичей такие короткие. Всегда хочется ещё. Но Сергей Мазаев пообещал приехать в Петербург уже весной, и мы его с нетерпением ждём!

Анастасия Видмайер специально для Musecube

Фотографии Нины Антоновой смотрите здесь 

Добавить комментарий