Пейзаж с видом на собрание | статьи на kinoreef

На открытие выставки "Илья Остроухов: живописец, собиратель, музейщик" в среду собрались представители Третьяковской галереи, Музеев-заповедников "Абрамцево" и "Поленово", потомки Боткиных — чтоб совместно вспомянуть человека, издавна заслужившего признательную память и, наконец, удостоившегося индивидуальной выставки.

В Третьяковской галерее — выставка архитектора Сарры Лебедевой

Серов, Остроухов, Коровин, Репин, Васнецов — какая же была компания в Абрамцевском кружке! Илья попал туда через издателя Анатолия Мамонтова, которому принес свои очерки о жизни птиц средней полосы Рф (в молодости он собирал эталоны флоры и фауны) и отлично образованный, обладающий языками, любитель оперы, отлично игравший на рояле, стремительно стал своим в Абрамцеве. Вот рисунок Серова, на котором Остроухов и Елизавета Мамонтова в 4 руки играют Бетховена, нарисованные Васнецовым и Остроуховым декорации и афиша к домашнему спектаклю "Снегурочка", улыбающиеся итальянские мальчишки на этюде, написанном Остроуховым на одном из абрамцевских "рисовальных" вечеров…

Выпускник Практической академии коммерческих наук мог бы стать негоциантом, как отец, но взялся обучаться живописи. Практически 1-ый зал выставки это его пейзажи, огромные и малые, а в центре всего — "Сиверко", авторская копия холста с изгибающейся многоводной рекой, основная работа Остроухова-живописца, нареченная Третьяковым наилучшим пейзажем в собственном собрании (ее оригинал в ГТГ — напротив "Над нескончаемым покоем" Левитана).

А за 8 лет ранее триумфа, накопив 50 рублей, начинающий живописец Остроухов отправился к Поленову с просьбой реализовать ему какой-либо этюд. Но друг Саввы Мамонтова эту вот "Лодку" на окской глади ему подарил — и с этюда 20х30 началась остроуховская коллекция. На которую ему скоро уже не было нужды накапливать: будущий собиратель брал в супруги дочь обеспеченного чаеторговца Наталью Боткину.

Специалисты поведали, какими станут музеи опосля пандемии

…Вот они на фото пьют чай ровно на том месте, на котором на данный момент стоим мы с куратором выставки Ольгой Залиевой (лишь сейчас это не солнечная терраса, а комната музея) — Наталья Боткина, Павел Третьяков, супруги Прянишниковы. Это фото 1891 года и Наталья Петровна глядит в сторону проходной "портретной", где стояли стулья, бюро, здесь же высочайший комод, висели Левицкий и Кипренский. Уголок "портретной" устроен и на выставке — незначительно в другом месте, но с той же мебелью и теми же работами.

Остроухов, еще учась живописи, выделялся из общей массы: отказавшись, к примеру, от академического копирования древних бюстов углем, он сходу принес художнику Александру Киселеву, учителю мамонтовских малышей, копию маслом известного пейзажа — удивившую мастера качеством. Покупая живопись, он гнался не за именами, но за качеством работ, время от времени и безымянных, но с индивидуальностью. На выставке в Гослитмузее нет федотовской "Анкор, еще анкор!" из собрания Остроухова, украсившую с течением времени Третьяковку, но вот в бывшей "портретной" "Портрет Е.Шмит" с дамой в белоснежном капоре, "Семья художника Ступина" — безымянные, начала 19 века, сдержанные по цвету, напоминающие поздних фламандцев. И обе этюдного формата: дом в Трубниковском был не так велик, чтоб вмещать огромные картины. И у друзей он брал эскизы, в каких бывало сжато содержание и свойство законченной работы: на выставке нет репинского этюда "Голова Горбуна" — но ГТГ дала на выставку "Боярышню со скрещенными на груди руками", рисунок к "Боярыне Морозовой".

В Петербурге началась выставка, посвященная картине Рембрандта

Третьяков, близко познакомившись с Остроуховым, был удивлен корректностью его суждений и художественным чутьем, а своим сотрудникам гласил: "Пристально слушайте, что гласит Остроухов о картинах. Это наилучший арбитр по живописи". И скоро опосля погибели создателя Третьяковки Илья Семенович возглавил Совет галереи — и вот эскиз Васнецова, по которому перестроили ее фасад, принявший современный вид, началась расчистка и реставрация наилучших картин Третьяковки. А ее фонды пополнились Боровиковским, Левитаном, спорными тогда Сарьяном и Сомовым и иными.

"Старенькые российские иконы — вот настоящее огромное искусство", произнес в 1911 году Анри Матисс, увидав коллекцию икон Третьяковки и остроуховскую. В 1904 году Остроухов стал зачинателем сотворения в иконного зала в галерее и в своем доме, на верхнем этаже, став одним из первых собирателей икон в Москве — к их отбору он подступал со собственной фирменной тщательностью.. Богоматерь Коневская и Выручил Нерукотворный 16 века, фигурные Королевские врата 15-го и еще несколько образов из его коллекции, больше в торце зала на верхнем этаже музея не уместилось бы. Но мы очень длительно ничего не знали о Остроухове — и разве можно было не показать на выставке меню званых обедов в Трубниковском, фото и картинки их гостей — от Шаляпина до Дягилева, шуточных стихов, набросанных Поленовым в честь именинника Остроухова в Абрамцево? А в разделе, посвященном жизни галереи опосля революции, не показать хлебных карточек уже не обладателя, а директора Музея иконописи и живописи, постановления о лишении его избирательных прав и, естественно, документов, посвященных разделу меж Третьяковкой и иными музеями опосля погибели музейщика и собирателя коллекции и библиотеки Остроухова, насчитывавшими тыщи и тыщи реликвий?..

С выставки "Илья Остроухов: живописец, собиратель, музейщик" начинается сотый год жизни Гослитмузея, сейчас — Муниципального музея истории русской литературы имени Даля. Впереди выставки, посвященные Мандельштаму, Куприну-Бунину-Чехову, в декабре вспомянут Фета. Подарившему Остроухову вот этот сборник собственных стихов с правкой Тургенева.

Добавить комментарий