Все параллели со похожими наименованиями произведений мировой литературы читатель может смело откинуть: «Я человек островной, живу в Петербурге на Петроградском полуострове, дача у меня в поселке Белоостров…», с ухмылкой разъясняет на презентации писатель. Но шуточки шуточками, а сегодняшний полуостров у Евгения Водолазкина уже 2-ой по счету: «Дом и полуостров, либо Инструмент языка» — так именовалось его эссе, вышедшее в 2014 году. Вот и новейший роман сначала был должен быть озаглавлен просто «Полуостровом» — понятием метафизическим и глубочайшим.
Водолазкин, Корчевников и Баста поведали в новейшей книжке о вере
— Но столько «островов», что становиться в очередь за Олдосом Хаксли либо Мишелем Уэльбеком, не говоря уж о кинофильме «Полуостров» Павла Лунгина, не охото, — гласит создатель. И подчеркивает: заглавие подбирали мучительно, всего перебрали около 50 вариантов. Книжка могла называться «Теревинф» в честь священного библейского дерева, а вот издатель Лена Шубина (в «Редакции Лены Шубиной» и выходит роман) напористо предлагала лаконичное «Хронист».
Вообщем, и без схожих наводок читатель может додуматься, что главной темой новейшего произведения Евгения Водолазкина опять сделалось время. Поточнее, его отсутствие. Действия разворачиваются на Полуострове, которого нету на карте, но существование его не вызывает колебаний. В «Оправдании острова» смешиваются две эры — Средневековье и современность. Перед нами сходу три плана повествования: официальная хроника событий, личные комменты к ней 2-ух свидетелей и история французского режиссера, который решил снять о их кинофильм. Еще бы, ведь возраст героев перевалил за 300 лет!
— Вы понимаете, Средневековье — совершенно не нехорошее время. Мы привыкли, что таковым словом именуют некое мракобесие. Но Средневековье допускало меньше жертв, чем допустил этот же ХХ век. Человек, как творение Божие, был неприкасаем, его недозволено было так просто уничтожить, — ведает Евгений Водолазкин.
Писатель уверен — есть у Средневековья очередное суровое преимущество: объективность истории, божественный взор на нее сверху.
— История на данный момент мучается так, как не мачалась никогда до этого. Она становится частью политики, и этот взор со стороны определенной социальной группы — взор сбоку, который в отличие от взора сверху, никогда не быть может беспристрастен.
При всем этом не стоит находить в изображаемом Полуострове черты Рф, Запада, Византии — это модель общеевропейской истории. И хоть история — одно из основных работающих лиц повествования, его жанр создатель обусловил все таки как «неисторический роман».
Басинский: Писатели снаружи различаются еще больше, чем актеры
— Псевдоисторический подразумевает некоторую подделку, а неисторический — это просто выход за границы жанра, — рассуждает Евгений Водолазкин.
Таковым же определением, к слову, был обозначен «Лавр». И неком смысле «Оправдание острова» — продолжение мирового блокбастера. Лишь не по прямой, а вбок:
— Как когда от ствола начинает расти боковая ветвь, — объясняет писатель. — С одной стороны, я никогда не желал сделать «Лавр-2». Потому написан «Оправдание острова» совершенно по-другому, но интонационно я пробовал следовать текстам, которые изучал и читал 35 лет. В которой-то момент мне показалось, что окажись я в Старой Руси, я был бы хорошим летописцем. Захотелось проверить себя.
К слову, верует ли сам Евгений Водолазкин в предсказания? Читатель встречался с ними в «Лавре», будут ссылки на их и в «Оправдании острова». Почему? Создатель открывает тайну — для него они важны как фактор преодоления времени.
Владимир Маяковский возглавил рейтинг самых элегантных создателей
— Предсказания молвят о том, что времени нет. Все существует, а «уже» и «еще» — таковых слов исходя из убеждений вечности нет. Предсказания — принципиальный элемент христианской культуры, просто нужно осознавать, что не они все истинны.
«Оправдание острова» будет доступно читателям не только лишь в картонном виде — выйдет роман также в электрическом и аудио-форматах. Тираж в «Редакции Лены Шубиной» обещают впечатляющий: «всем хватит», но по традиции уже готовятся к доборной печати — с романами Водолазкина по другому не бывает.
Ровная речь
Лена Шубина, издатель:
— Читая новейший роман Евгения Водолазкина, я испытала несколько чувств. Во-1-х, удивление — снова он выдумал что-то необыкновенное. Естественно, наслаждение — сюжет затягивает как в воронку. В нем огромное количество героев, событий, он весьма жив, различный, забавнй местами. Что меня поразило — при обилии персонажей одна из основных тем — тема хрониста. Когда все, что происходит, записывают различные люди со собственной точки зрения. И здесь поразительный момент переклички с современностью — как официальная хроника иногда не совпадает с хроникой личной. Ну и естественно, подкупает полностью спокойное отношение к истории — все происходит так, как обязано.