Единственный в мире Женский симфонический оркестр готовится к юбилею | статьи на kinoreef

6 сентября в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвящённая юбилейному концерту «Без женщин жить нельзя!» единственного в мире Женского симфонического оркестра под управлением Ксении Жарко.

В пресс-конференции приняли участие: кавалер серебряного почётного креста Венгрии, дирижер и художественный руководитель оркестра Ксения Жарко; директор оркестра, лауреат международных конкурсов, пианист Максим Пурыжинский; заслуженная артистка России, пианистка Екатерина Мечетина; заслуженная артистка России, солистка Московского театра оперетты Светлана Криницкая; лауреат многих конкурсов, финалист шоу «Голос», ведущий солист Московского театра оперетты Павел Иванов; также удалённо присутствовали народная артистка Илзе Лиепа и лауреат многих международных конкурсов, скрипач Гайк Казазян.

Концерт состоится 15 сентября в Большом зале Московской государственной консерватории и будет посвящён 10-летию Женского симфонического оркестра.

Ксения Жарко сообщила, что подготовлена яркая и интересная программа, в которой, помимо оркестра-юбиляра, заявлены: народная артистка России Лариса Долина, народный артист России Дмитрий Харатьян, заслуженный артист России, солист Московского театра оперетты Петр Борисенко, а также присутствующие на конференции Екатерина Мечетина, Светлана Криницкая, Павел Иванов и Гайк Казазян.

Ещё 30 лет назад невозможно было мечтать о создании симфонического оркестра с полностью женским составом, но само время подсказало Ксении Жарко эту идею: за прошедшие годы женщины виртуозно овладели даже такими инструментами, которые долгое время считались сугубо мужскими (трубы, тромбоны, тубы). Женский симфонический оркестр — уникальный коллектив, аналогов которому в мире нет! Он состоит из 60 ярких талантливых выпускниц Московской консерватории и Академии им. Гнесиных, многие из которых являются лауреатами международных конкурсов; оркестр исполняет музыку совершенно разных стилей и направлений (симфоническая музыка, опера, оперетта, шедевры мировой эстрады и джаза) — и все это можно будет увидеть и услышать уже 15 сентября.

Ксения Жарко поделилась, что идея такого — полностью женского — оркестра появилась во время работы с Алексеем Сеченовым, после чего был проведён кастинг, и отсчёт жизнедеятельности оркестра ведётся с 1 июня 2012 года.

За 10 лет оркестр принял участие во множестве проектов и мероприятий, сюда можно отнести концерты на постоянной основе в Московской консерватории, участие в акциях «Ночь в музее», выступление на Первой российской национальной музыкальной премии в Кремле, ежегодные концерты с солистами Театров будапештской и московской оперетт, музыкальную эстафету из олимпийского Сочи в Пхёнчхан (концерт русско-корейской современной музыки), «Музыку Вышеградской четвёрки», русско-индийский фестиваль «Дружба Дости» и многие другие.

Женский симфонический оркестр может похвастаться даже званием «Самого морозоустойчивого оркестра мира»: однажды 7 января под открытым небом на протяжении 1,5 часов оркестр исполнял вальсы всех времен и народов на фестивале «Лучший город зимы», организованном Департаментом культуры города Москвы.

Также оркестр был удостоен государственной награды Президента Венгрии — Серебряным почётным крестом за выдающийся вклад в венгерско-русское культурное сотрудничество.

Ксения Жарко на пресс-конференции отметила, что один из любимых жанров — история любви с оркестром, например, в 2022 году вышел спектакль Марии Соколовой «Высоцкий. Посвящение» (автор Елена Ронина; режиссёр-постановщик Василиса Николаева при участии Владислава Кирюхина), в спектакле солировали заслуженная артистка России Екатерина Гусева и Дмитрий Харатьян.

Также художественный руководитель оркестра подчеркнула, что «очень дорожит нежными и творческими отношениями с великой балериной, изумительной актрисой Илзе Лиепа»: спектакль при участии Женского симфонического оркестра «Любовь длиною в жизнь» об отношениях Ивана Тургенева и Полины Виардо стал лауреатом конкурса к 200-летию Тургенева Департамента культуры города Москвы, а Илзе Лиепа названа лучшей актрисой произведений Тургенева.

Ещё одной из любимых Ксенией Жарко постановок, где принимали участие и оркестр, и Илзе Лиепа, стал спектакль к 85-летию великого танцовщика Мариса Лиепа «Жизнь без слов» (режиссёр Марина Веденеева) — ближайший показ этого спектакля состоится 19.11.22 в ММДМ.

Илзе Лиепа, которая присутствовала на пресс-конференции по телефонной связи, выразила уверенность, что юбилейный концерт оркестра пройдёт на высшем уровне, а все зрители будут восхищены и получат яркие творческие впечатления.

С огромной признательностью Илзе Лиепа поблагодарила Ксению Жарко за невероятный творческий посыл, который позволил сделать невозможное — в пандемийный год, который и был юбилейным годом её отца, нельзя было — в силу обстоятельств — организовать привычный концерт на сцене Большого театра: однако на все тексты и литературные сюжеты, что рождались в сердце самой Илзе, дирижер и художественный руководитель оркестра удивительно тонко отреагировала, создав «потрясающее музыкальное полотно». По признанию балерины, в жизни любого артиста — за всю творческую жизнь — бывает всего несколько спектаклей, которые можно назвать незабываемыми: по тому уровню актерских переживаний, по той тишине в зале, по темпераменту каждой музыкальной фразы. Заслуга Ксении Жарко в подобных проектах — в безусловном таланте дирижёра: присутствует удивительная слаженность этого уникального оркестра, ведь «им дана возможность жить одним дыханием, магия большой музыки по взмаху дирижерской палочки поднимает всех над действительностью».

Екатерина Мечетина — для многих олицетворение женского образа классической музыки, однако с женским симфоническим оркестром будет выступать впервые; она отметила, что женская музыка — это не только красиво, но — как это становится понятно, слушая Ксению Жарко, — ещё и харизматично. «Женщины в музыке тоже имеют место быть, хотя, как правильно сказала Ксения, некоторые вещи ранее были в чем-то психологически недоступны, а где-то происходит и физическая эволюция нашего искусства, как она происходит во всех видах деятельности человека; <…> происходит и ментальная эволюция: женщина может играть на валторне, например, или тубе — это замечательно, если женщине нравится, значит, это ее дело». По словам Екатерины Мечетиной, музыка — внегендерна, но если говорить о великих музыкантах: в самых лучших женщинах есть сильный мужской характер, а в самых лучших мужчинах-музыкантах есть что-то лирическое и нежное. Особый акцент пианистка сделала на том, что быть женщиной на сцене — приятно (мужчины в своих концертных туалетах здесь несколько обделены по сравнению с нарядами женщин), кроме того, в стране с традиционными ценностями женщине не надо ничего доказывать — на сцене имеет право быть любой талантливый человек. Подытожив своё выступление на пресс-конференции, Екатерина Мечетина сказала, что она очень ждет 15 сентября: «Это для меня новая энергетика, новый коллектив и соприкосновение с новыми талантливыми людьми. У нас все обязательно получится, я думаю, чудесный будет концерт».

Максим Пурыжинский в своей части выступления на пресс-конференции скромно умолчал о своей обширной деятельности в администрировании работы оркестра, но перечислил и поблагодарил всех тех, кто помогал и помогает в проведении мероприятий оркестра: руководство консерватории и лично Александра Соколова, благотворительный фонд «МАСТ» и лично Марию Соколову, компанию «Синергетик» и лично директора по развитию Бориса Маневича, компанию «Русское золото» и лично Евгению Богатову, Академию менеджмента и бизнес-администрирования и лично Татьяну Козенкову, компанию «Ортомода» и ее генерального директора Галину Волкову, компанию «Артстиль-полиграфия» и лично Александра Кащавцева, а также Ирину Новицкую. Отдельно Максим Пурыжинский отметил, что ждёт 15 сентября и концерта, как праздника: «Если музыканты получают удовольствие, то оно неизбежно передаётся и публике».

Светлана Криницкая подчеркнула, что в Московском театре оперетты спектакли также идут в сопровождении симфонического оркестра (хотя и в смешанном гендерном составе), однако «работать с Ксенией Жарко и ее оркестром — это многолетнее счастье и удовольствие, потому что на сцене <находится> невероятное количество прекрасных роскошных, красивых женщин». Отдельной задачей при выступлении с оркестром солистка МТО считает необходимым соблюдать «законы жанра», а потому к каждому концерту она шьёт новое концертное платье. Также Светлана Криницкая во время пресс-конференции уделила внимание совместному с оркестром опыту работы с артистами венгерской оперетты, разному прочтению одного и того же драматического и музыкального материалов и подходам к исполнению каскадных номеров, однако, Кальман и Легар — по ее словам — остаются на слуху, а потому она также ждёт встречи с публикой на концерте женского симфонического оркестра и готовит свои музыкальные сюрпризы.

Павел Иванов, в свою очередь, признался, что ему, как мужчине, очень приятно быть на сцене и чувствовать за своей спиной «60 прекрасных, талантливых, цветущих, влюблённых в музыку женщин-музыкантов: душа поёт — это получается намного душевнее, чем с обычным оркестром».

Последняя фраза изрядно разрядила официоз обстановки пресс-конференции, все участники стали подбирать синонимы традиционному оркестру, прозвучали также прилагательные «миксовый» и «полигендерный», на что Ксения Жарко парировала, что она руководит «оркестром счастливых женщин», и неважно, кто именно играет, ведь «задача дирижёра и режиссёра — не подавить творческую инициативу талантливых людей, а сублимировать эту энергию тех, кто живет музыкой, заразить людей и направить это все в единое русло; самое важное, чтобы <музыкальная> фраза дышала, чтобы она была живая и яркая, эмоционально одухотворённая и наполненная».

В ожидании подключения к эфиру Гайка Казазяна был продемонстрирован ролик с поздравлениями Екатерины Гусевой, Павла Иванова, Илзе Лиепа, Петра Борисенко и Светланы Криницкой, Аллы Суриковой, где было сказано много прекрасных слов и пожеланий в адрес как самого оркестра, так и в адрес Ксении Жарко.

Скрипач Гайк Казазян в первые же секунды своего подключения выразил сожаление, что не смог очно присутствовать в студии на пресс-конференции, и случайно приоткрыл завесу над программой 15 сентября, озвучив «личную историю» в отношении пьесы из своего репертуара.

Ксения Жарко подхватила эту инициативу и пообещала, что на юбилейном концерте прозвучит также дуэт авторства Максима Дунаевского из мюзикла «Любовь и шпионаж», которым она имела счастье дирижировать во время его проката в Москве, а также анонсировала присутствие в зале самого Максима Исааковича. В целом, по словам дирижёра, на концерте будет представлена музыка «широчайшего диапазона»,  и у зрителя будет уникальная возможность увидеть и услышать концерт, «какого ещё не было». Девизом самой Ксении Жарко можно считать: «Если мечтать и давать сигнал во Вселенную, Вселенная обязательно даст возможность».

Билеты на юбилейный концерт Женского симфонического пока ещё есть. Люди пенсионного возраста могут получить 50% скидку, если придут в кассу консерватории лично. Также на сайте этого музыкального заведения до 9 сентября можно купить билет с промокодом “JAZZ”.

Ольга Владимирская специально для Musecube
Фотография предоставлена пресс-службой Женского симфонического оркестра

Добавить комментарий