Фото предоставлено пресс-службой театра
С 18 по 21 октября в ТЮЗе имени А.А. Брянцева проходил первый Детский театральный фестиваль «Б’АRТ’О», приуроченный к 115-летию со дня рождения русской поэтессы. 15 театральных коллективов из разных городов России представили свои творческие работы, а также поучаствовали в мастер-классах по сценической речи, движению и актерскому мастерству. Параллельно этому работала драматургическая лаборатория «ПЬесочница», в рамках которой режиссер и актер театра Андрей Слепухин представил 3 читки пьес современных драматургов, рассчитанных на детскую аудиторию. О том, какие темы интересуют писателей нашего времени, как художественный язык воспринимается зрителями и целях лаборатории вы узнаете из нашего материала.
Из сотни пьес, присланных к участию в лаборатории, экспертным советом был сформирован шорт-лист из 10 названий, а после выбраны 3 пьесы для режиссерской читки. Каждая работа обсуждалась зрителями, а в финальный день было проведено голосование за пьесу-лауреата. Важно, что дети принимали участие в лаборатории и смогли проголосовать за полюбившийся материал.
Программа читок была выстроена таким образом, что пьесы шли по мере «взросления» смысла. Пьеса Глеба Колондо «Пчелы не болеет короновирусом» рассчитана на аудиторию 6+, пьеса Полины Коротыч «Вадик поет свою музыку» — на 8+, пьеса Марты Райцес «Акула укулеле» — на 10+. При это важно отметить, что пьесы не иллюстративно рисуют детский мир, а глубоко погружаются в него и обладают огромным подтекстом. Жанр семейного прочтения чудесно подходит этим мультивозрастным произведениям, анализирующим проблемы бытия.
Все три истории интерпретируют современную действительность. Если в двух первых произведениях явно отражены приметы времени (короновирус, маски, социальные сети, сленг, йога, Икеа), то третья лишь слегка называет их — увлечение этническими сюжетами и вегетарианством. Язык произведений совершенно разный, но в каждом из них заключена свои поэзия и потенция для игры.
Пьеса Глеба Колондо «Пчелы не болеют короновирусом» рассказывает историю об ученом, который после исследования пчелы понял, что тоже хочет стать насекомым, которое не болеет короновирусом. Он встречает полицейского, который сажает его в тюрьму за то, что тот не надевает маску. Пьеса полна юмора, особенно остро возникающего от того, что артисты существуют отстраненно и говорят о себе в 3 лице. Набор привычных парадигм: эпидемия, обязательное ношение масок, эксперименты над животными переосмысляется драматургом, подчеркивая степень абсурда действий. По сюжету полицейский задерживает даже представителей животного мира за то, что они не носят маску. В пьесе прочитываются отсылки к вопросам самоидентификации, поиску своего места в жизни: ситуация с короновирусом помогает пробудить в каждом персонаже необходимость понимания своего предназначения. Небольшая по объему пьеса полна импровизации и может быть прочитана как в детском, так и взрослом ключе. История про дружбу и свободу заканчивается без назидания: герои выходят в мир обновленными и открытыми к новому. Пьеса наполнила позитивом и была чудесно воспринята зрительным залом.
Пьеса Полины Коротыч «Вадик поет свою музыку» написана в стихотворной форме. Рифмы довольно простые и близкие детям. Язык произведения содержит множество подростковых слов, обращение к миру социальных сетей. По сюжету мальчик Вадик идет создавать свой город, где будет петь свою музыку. Он встречает кота и синицу, а затем девочку Свету, с которыми обосновывается в Икеа и прекрасно проводит время. Синица прокачивает Твиттер, Вадик со Светой залипают в Ютуб и веселятся, но на утопический мир надвигается комета любви, и в этих острых обстоятельствах персонажи стремятся исполнить свои самые заветные желания. История анализирует жизнь современного подростка, его одиночество, болезненное столкновение с внешним миром. Эта пьеса стала лауреатом лаборатории. Произведение Полины Коротыч переосмысляет «Маленького принца», а также жанр катастрофы. Вадик поет свою музыку, становится самим собой и выходит из иллюзорного мира в реальный. Пьеса о самоидентификации, сложности коммуникации вызвала огромный отклик у зрителей, в том числе и взрослого поколения.
Пьеса Марты Райцес «Акула-укулеле» написана метафоричным, насыщенным языком. Драматург исследует гавайские мифы и размышляет об этапе инициации, который проходит каждый ребенок. Цельный, выстроенный по законам сказки текст прекрасно реализуется на сцене и погружает в медитативное состояние. История поведает о мальчике, ставшем оборотнем, находящимся между миром людей и животных. Он, претерпевая испытания и теряя близкого человека, разгадывает загадки и переходит на другую стадию взросления. Колоритная история оказалась понятна детям и напомнила мультипликационный фильм «Песнь моря». Зрители с удовольствием следили за читкой и были поражены красотой и законченностью материала.
Андрей Слепухин тщательно поработал с каждым текстом и смог представить пьесы в своей цельности и самобытности. Средства были минималистичны: небольшое сценическое и музыкальное оформление аккумулировало смыслам. В третьей читке режиссер использовал технику песочной анимации, с помощью которой, а также ритмичного пения и барабана, нарисовал далекий и притягательный морской берег. Актеры ТЮЗа, занятые в читках, существовали отстраненно, при этом имели возможность для импровизации и погружения в различные языковые стихии. Обсуждения читок смогли нарисовать точку зрения детей, взрослых, профессиональных критиков, артистов, драматургов и режиссера, подарив многоуровневое восприятие каждой пьесы.
Драматургическая лаборатория «ПЬесочница» смогла прицельно изучить современные тексты для детей 6-12 лет, проследить актуальные языковые и смысловые тенденции, а также устроить полноценный диалог с детьми, услышать, насколько глубоко они воспринимают сюжет и как это отзывается в их сердце. ТЮЗ вышел на новую ступень общения со своим зрителем и предоставил ему право выбора.
Аглая Прокофьева специально для Musecube