С Папой Римским я по трапу
Вниз сойду, наделав шмона…
Скажут все: да что там Папа!
Посмотрите – Филимонов!
Дмитрий Филимонов
Профессиональные праздники у представителей творческих профессий проходят, конечно, креативнее и интереснее для окружающих, чем чьи-либо другие, поэтому о них знают даже те, к кому это напрямую отношения не имеет. Например, День Театра – праздник не только для причастных к театральным и околотеатральным ремёслам, но и для всех нас, как зрителей. «Храмы искусства» под предлогом праздника выкатывают щедрые скидки на билеты, устраивают открытые капустники и экскурсии по закулисьям, артисты проводят концерты и творческие вечера, на которых раскрывают заинтересованным гостям свои маленькие секреты (ведь большие секреты лучше всё-таки сохранять для сцены).
Институт русского языка имени А. С. Пушкина не остался в стороне от мейнстрима: театральная студия «Было?» в лице своего режиссёра Валентины Ковалевской пригласила для творческой встречи артиста Павла Стукалова, знакомого любителям жанра по телеконкурсу «Большой мюзикл» на канале «Культура», разножанровым спектаклям на сцене фольклорного центра «Москва» и новому мюзиклу «Человек, который смеётся» от компании StairwayLab.
Добрые филологи, к счастью, не пожадничали и позвали на мероприятие всех желающих через удобную форму регистрации на сайте института. Это, безусловно, увеличило аудиторию, несмотря на то, что встреча проходила в дневное время.
Стоит ли пересказывать беседу детально? Расшифровка неизбежно скоро появится в интернете, и любители подробностей смогут ее легко обнаружить на сайте вуза. Пройдемся по некоторым любопытным моментам.
Павел Стукалов – артист мыслящий, что не такая уж редкость, но при этом умеющий подать свои мысли ненавязчиво и с юмором, конечно, по запросу извне: то есть первым с поучениями он к вам не полезет. А поучиться есть чему, и участникам студенческого театра (в непрофильном заведении) наверняка оказалась полезна встреча с человеком достаточно молодым и всё же далеко опередившим их в профессии и карьере. Вопросов с мест прозвучало едва ли не больше, чем от модератора (самой В. Коваленко). Павел подробно, открыто, увлекательно ответил на все.
Биография артиста как такового началась в далёкие теперь детские годы в летнем лагере (первой ролью стал «грузин-торговец апельсинами»), и тогда же юный Павлик ощутил вкус популярности – комплименты барышень побудили его записаться в театральную студию «MESS», где «пришлось» ещё и запеть… Дальше путь Павла сделал вираж в сторону мюзикла «Русалочка», куда старшеклассник пришёл наудачу и попал в каст на роль Флаундера первым составом (как он сам пояснил, «за красивые глазки», но понятно, что без прочих нужных качеств в проекты компании Stage Entertainment никого бы не взяли). Одновременно Стукалов поступает в ГИТИС, сначала «на эстраду», затем, оставив это дело после первого курса, на актёрское отделение, мастерская А. И. Шейнина.
Скучно выглядит этот отчёт в сравнении с тем, что происходило в конференц-зале! К счастью, у нас есть фотографии, и по ним можно получить представление о живости диалога. Когда Павел рассказывал про любимый «ЧКС» («Человек, который смеётся»), то, кажется, даже те, кто уже видел спектакль, посмотрели на него иначе, более глубоко и заинтересованно. Артист признался, что самые лучшие для него – роли, в которых можно «покопаться», найти новые точки взаимодействия с партнёрами, когда персонажа анализируешь, привлекая по максимуму свой жизненный и культурный опыт.
В этом артисту, по идее, должен помогать режиссёр. Мы однозначно поняли, что фаворитом Стукалова является Антон Музыкантский (недавно поставивший музыкальный спектакль «Одолжите тенора» в Екатеринбурге, а также несколько многообещающих лабораторных показов в Москве ещё до пандемии; сейчас Антон работает в Ереване над мюзиклом «Сансет Бульвар»).
В этом сезоне переживает ревайвл (и переживёт ли, пока неизвестно) постановка в жанре фэнтези «Последнее испытание», где в свое время Стукалов исполнял роль эльфа Даламара. Об этом тоже зашла речь. Новых версий Павел пока целиком не видел и не стал формулировать свои впечатления о видеофрагментах. А вот на вопрос, кого бы ещё он сыграл в «ПИ», признался, что – если бы подходил тембрально – попробовал бы «покопаться» в образе Рейстлина, учителя Даламара. Впрочем, ученик настолько уверен, что однажды этого самого учителя превзойдет… «К тому же он – человек, а я эльф… даже живу дольше!» — легко входя в знакомую роль, заявил Павел.
Благодаря тому, что в аудитории собрались не случайные люди, вопросы касались и специфики процесса создания спектаклей. Многое, не секрет, зависит от бюджета, но с умным режиссёром, культурной атмосферой и увлечёнными коллегами можно свернуть горы и на малые средства. Конечно, лучше, если декорации строятся, а костюмы «обживаются» не за два дня до премьеры! Но даже в иных обстоятельствах, занимаясь любимым делом, не рискуешь «выгореть» и переутомиться. Хотя, подчеркнул артист, в творческой профессии необходим «железный характер» и дисциплина, ведь ты вынужден постоянно держать душу открытой – а известно, как это привлекает желающих в неё плюнуть…
Поскольку всё-таки мы находились в филологическом вузе, много вопросов касались литературы, книг и вообще влияния начитанности на актёрскую натуру. Павел признался, что в этой комнате он, вероятно, наименее «читающий» человек, что, конечно, жаль, но работа не оставляет времени на чтение как праздное времяпрепровождение. К тому же трудно выбирать книгу по душе, когда нужно прослушать уйму музыкального материала, который предстоит выучить в более или менее сжатые сроки к спектаклю или концерту.
Одно произведение, впрочем, стало для Стукалова особенным – «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Он даже выучил главу наизусть для поступления в ГИТИС. По словам артиста, из этого романа можно многое понять – например, про ответственность.
Тем, кто испытывает такие же трудности с приобщением к литературе, Павел рискнул посоветовать заглянуть в мир хороших компьютерных игр с прописанными персонажами и продуманным сюжетом. Пример – «Ведьмак III». Но и «деградировать» иногда тоже полезно, тут пригодится Dota. А вообще лучший отдых – сон, признался артист. Никаких особых лайфхаков в этом деле нет: сон, спорт, правильное питание – и химия вашего тела в порядке, а значит, вы готовы к обмену энергией с внешним миром, то есть творчеству.
Был вопрос о «табу» в актёрской работе. Без всякого кокетства Павел заверил, что для него их не существует. Даже самый отвратительный персонаж, если его появление на сцене мотивировано и необходимо, должен быть исполнен на всю катушку. Ну, разве что насчёт «откровенных» сцен придётся задуматься – о посещении спортзала, для начала (до чего же не хватает смайликов, друзья – тут бы очень пригодился подмигивающий, чтобы вы «увидели» каждую реплику как наяву).
Среди завершающих тем затронули вопрос о том, что главное в актёрской индивидуальности, что в человеке «стреляет» в этом отношении: внешность, темперамент, голос, пластика или обаяние? Настоящий профессионал не подсказывает простых решений, даже давая простые ответы. Вот и об этом Павел сказал очень разумно: актёрская индивидуальность вырастает из человеческой, и «стреляет» всё — в совокупности, в сумме. Нужно искать свои сильные стороны – и развивать их, причём, по большей части, самостоятельно. «Но если ты оболтус – то без придирчивой опеки мастера не обойтись».
В конце встречи студенты подарили гостю набор полезных сувениров с символикой Института и сделали общее фото на память. Ну и, конечно, не обошлось без небольшой автограф-сессии. «Служебка» — неизбежный третий акт любого популярного спектакля и дополнительное упражнение на выносливость для популярного артиста.
Павлу Стукалову в День Театра можно пожелать оставаться таким, какой он есть – развивающимся, позитивным, открытым для всяческого креатива. Чтобы награда «Лучшему артисту мюзиклов» за роль Гринпейна, полученная им на только что прошедшем фестивале мюзикла «Икс», стала первой в длинном списке высоких экспертных оценок. Будем следить: интересно!
Елена Трефилова специально для MuseCube
Фотографии автора можно посмотреть здесь