Еще весной московская группа Catharsis планировала представить поклонникам свой, пожалуй, самый амбициозный проект – новейшую, третью версию «SYMPHONIAE IGNIS» и двойной юбилейный релиз «КНИГА ВРЕМЕН. БУДУЩЕЕ ПРОШЛОГО», выпущенный в содружестве с симфоническим оркестром «Глобалис». Выход пластинки был приурочен к 25-летнему юбилею существования Catharsis, который отмечался группой в 2021 г. В альбом-ретроспективу вошли лучшие песни в их обновленных аранжировках, перезаписанных студийно совместно с оркестром «Глобалис».
Выход юбилейного альбома музыканты из Catharsis собирались отметить полномасштабным концертом на сцене зала VEGAS CITY НALL в рамках празднования своего четвертьвекового юбилея. Но по ряду обстоятельств концерт был перенесен на осень, и вот, наконец, 15 октября 2022 г. мы смогли стать свидетелем грандиозного (не побоюсь этого слова!) события.
Долгожданное шоу началось почти вовремя, с незначительным опозданием на несколько минут. Концертную программу открыла инструментальная увертюра в исполнении оркестра «Глобалис» – мелодия тут же навеяла картину рыцарского Средневековья, перенеся слушателя в атмосферу быта средневековой жизни, бесконечных турниров, пиров, замков и воинских подвигов. Основная музыкальная тема развернулась во всей своей широте и стихла, заставив зал замереть. Музыканты не заставили себя ждать: зазвучали первые аккорды следующей композиции, и с пронзительным громким криком песни «Кто ты?» на сцену ворвался фронтмен группы Олег Жиляков, композиция сразу задала бодрый темп выступлению. За первой драйвовой песней последовала более спокойная, но не менее эпичная «Время потерь».
Закончив исполнение, Олег Жиляков выступил с благодарностью в адрес оркестра «Глобалис» и его дирижера Вячеслава Прасолова.
Дальше звучали знакомые и любимые многими «Я вернусь», «Сердце мира», «Лечу за тобой», «Оставь наше небо», «Возьми меня к воротам Вавилона».
Умение фронтмена группы общаться с залом и зрителями – полезный софт-скил: поддерживая своих фанатов, вся группа «зарабатывает» очки, – и этим навыком Жиляков владеет в совершенстве. У Олега потрясающий талант минимизировать дистанцию с залом, не переходя грань излишней фамильярности, он активно взаимодействует со зрителями, как с друзьями, вовлекая их в шоу-интерактив. Зрители, пришедшие на концерт, в основном, уже немолодые люди за 40. И пусть они уже не так хаерасты и не так эмоционально активны, как во времена своей рок-юности, но, все еще верные себе и своим музыкальным вкусам, они пришли поддержать любимую команду.
Серию легендарных песен группы, получивших новую жизнь, продолжила композиция «300 лет полета».
«Ка-тар-сис! Ка-тар-сис!» — скандировал зал под мерную барабанную дробь Анатолия Левитина. Казалось, этот ритм отдавался в сердце каждого присутствующего в зале, напряжение нарастало с каждой новой песней. «Hold fast!» — дружно вторила вокалисту фанзона, основную массу которой составляли «старожилы» метал-тусовки, многие из которых пришли на концерт уже со своими детьми.
VEGAS CITY НALL – один из лучших концертных залов Москвы, имеющий великолепное техническое оснащение, позволяющее создавать действительно яркие и незабываемые шоу, и концерт Catharsis, безусловно, стал одним из тех знаменательных концертов, что остаются в памяти, если не навсегда, то надолго. Мой реверанс в адрес звукорежиссера: звук воистину был замечательным – с отличным балансом вокала, оркестра и инструментов основного состава. Кажется, это лучший звук из того, что я слышала до сих пор: гитары, ударные, соло-скрипка и флейта занимали свое, предназначенное только им место, радуя своим гармоничным звучанием. Несомненно, качественный звук – основа любого концерта, но визуальный ряд на подобных шоу не менее важен. «Сценография» впечатляла: оркестр, размещенный в глубине сцены, создавал своего рода бэкграунд для музыкантов группы, стационарные инструменты установили на возвышениях по бокам сцены, как бы обрамляя ее: ударные под уверенным управлением Анатолия Левитина — слева, клавишные, возглавляемые «королевой клавиш», блестящей во всех смыслах этого слова, «Julia Red» Чумаковой – справа. Вторую линию, сменяя друг друга, занимали гитаристы Игорь «Jeff» Поляков, Олег Mission (Мишин) и басист Александр Тимонин. Вокалист Олег Жиляков, кажется, был одновременно везде! Он успевал эффектно позировать на пьедестале, присоединялся то к одному, то к другому музыканту, не обделил никого своим вниманием и даже по окончании концерта совершенно не выглядел уставшим, несмотря на интенсивный темп и почти непрерывное двухчасовое пение на максималках!
По обеим сторонам сцены на двух больших экранах шла трансляция видеоряда, передающего характер и настроение текущей композиции, управляемый свет софитов работал на их поддержку: так, бушующие всполохи пламени на основных экранах находили свое отражение в лучах прожекторов, направленных на зрительские ряды. Catharsis – мечта концертного фотографа. Все члены команды бесконечно харизматичны – каждый по-своему хорош и весьма эффектно смотрится на сцене.
Настоящим украшением группы стала самая молодая участница группы, скрипачка Ольга Петрова, присоединившаяся к Catharsis в 2019 году. Ольга, что называется, «жгла не по-деццки»! Глядя, как лихо она управляется своими хрупкими руками со смычком, совершенно забываешь о том, что скрипка происходит из «древнего уважаемого рода» классических инструментов и к современному музыкальному рок-арсеналу имеет весьма слабое отношение.
«Гонки за мечтой» вернули нас к скоростному пауэр-металу, к этому времени и музыканты, и гости совершенно разогнались, а атмосфера в зале, поддержанная техничным гитарным соло, достигла максимального накала. Музыканты решили дать передышку себе и фанатам — здесь активная драйвовая часть концерта сменилась более спокойной в ее акустической версии: три гитариста, возглавляемые Олегом Жиляковым, удобно устроились на барных стульях на сцене – вся эта картина очень напоминала дружеские домашние кухонные посиделки с совместным пением под гитару. Собственно, почти так оно и получилось – следующую песню Олег предложил спеть всем вместе. Баллада «Помни меня» началась со вступления оркестра, где главная роль в создании лирического настроения была поручена скрипичной группе, чуть позже поддержанной затейливой трелью флейты. После спетого Жиляковым первого куплета, зрители дружно подхватили припев – получилось очень душевно. Особой атмосферности этому моменту добавил летящий сверху искусственный снег.
Назвав следующую композицию «любимой песней Игоря» (Полякова), Олег попросил зал добавить «побольше огонёчка» и объявил песню «Дальше-тишина», стихи к которой написала поэтесса Маргарита Пушкина, известная своим многолетним творческим союзом с группой «Ария». Зал отозвался на призыв и тут же вспыхнул сотнями огней.
Предваряя исполнение следующей композиции, Жиляков презентовал «Имаго» — легендарную песню из одноименного альбома, ту самую, что помогла группе Catharsis превратиться из гусеницы в бабочку. Под короткий экскурс в ностальгические воспоминания на сцену музыканты вышли на сцену и буквально вскипятили зал, невольно окунув меня во времена существования приснопамятного «Р-клуба», когда и мы были моложе, и сами музыканты только нащупывали свой путь «в кругу теней». Песня-призыв, знакомая каждому фанату группы, взбодрила публику, в этот момент я яростно желала телепортироваться из мягкого уютного кресла амфитеатра в танцпартер, куда более подходящий для такого настроения. На сцене и вокруг нее происходило что-то невероятное — музыкальный смерч сметал, увлекал за собой, уносил прочь, дымовые пушки щедро выплевывали залпы высоко вздымающихся столбов дыма, расставляли смысловые акценты на пике музыкального крещендо. Огнище в прямом и переносном смысле этого слова!
Закончив песню, музыканты покинули сцену, но кто бы поверил, что концерт так внезапно закончится? Они ушли, чтобы в следующее мгновение вернуться вместе с «Рассветным зверем» — с его характерными арабскими мотивами, придающими песне необычайный колорит. Воодушевив поклонников своим возвращением, музыканты продолжили концерт песней «Взорви мои сны», — совершенно взорвав неиствующий в музыкальном экстазе танцевальный партер. «Симфония огня» добавила жару — сидеть в кресле было решительно невыносимо!
Кавер Xanandra (Оленька) на песню испанской группы Mago de Oz ознаменовался триумфальным скрипичным соло в исполнении Ольги Петровой – кто мог бы ожидать такой мощи и энергетики от классического инструмента в руках хрупкой барышни. Скрипка без устали зажигала, бесновалась, билась в экстазе, выдавая неподражаемый драйв. Под конец песни Ольга повторила обычный и уже ставший привычным для барабанщиков трюк, выкинув смычок в зал, ей моментально подали новый смычок, и она тут же продолжила свой яростный и лихой отжиг!
Отыграв песню, музыканты покинули сцену – оркестр заиграл эпилог: пронзительная перекличка скрипок, перемежающая духовыми, сменилась тягучей виолончелью – двухчасовая музыкальная история, рассказанная группой, приближалась к своему финалу. Казалось, на этом можно поставить логическую точку, но сюрпризы для поклонников еще не закончились: переодевшись в свои фирменные футболки, музыканты снова вышли на сцену, чтобы исполнить заключительные песни.
Наслаждаясь концертом, многогранными музыкальными партиями, как потрясающим результатом музыкального симбиозом метала и классики, потрясающими спецэффектами и звуком, я испытывала чувство гордости и радости за группу. Погружение в ностальгические воспоминания невольно заставили мысленно сравнить великолепный VEGAS CITY НALL с ранее упомянутым «Р-клубом», весьма популярном в начале 2000-х годов московским рок-металлическим клубом, ставшим стартовой площадкой для многих московских музыкантов, в том числе и для Catharsis. Для тех, кто в теме, разительный контраст «Вегас Сити Холла» и «Р-клуба» — наглядное и весьма убедительное доказательство успеха группы, ее колоссального профессионального и творческого роста, как заслуженного результата многолетней работы и усилий всех членов Catharsis.
Я знакома с группой с 2002 года – два десятилетия не только не испортили, а даже украсили их — похоже, кто-то все же открыл секрет вечной молодости! Впрочем, power-metal не терпит замедления и требует держать себя в профессиональном и физическом тонусе. Прошедший концерт только подтвердил: музыканты Catharsis в своей лучшей форме и полны сил, надежд и новых планов! Искренне желаю вокально-инструментальному творческому коллективу Catharsis отметить еще ни один совместный юбилей с занесением памятной записи в своей личной «книге времен»!
Ирина Прико специально для Musecube
Фотографии Геннадия Комина можно увидеть здесь