Богатые тоже плачут на светской премьере фильма «Воздух» Алексея Германа-младшего | статьи на kinoreef

18 января в широкий прокат вышел фильм Алексея Германа-младшего «Воздух». Эта картина о девушках-летчицах, принимавших участие во время блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Они на самолетах доставляли грузы с продовольствием и медикаментами в оккупированный город. А также совершали вылеты, чтобы сбить и отвлечь на себя немецкие истребители, которые бомбили город.

В ТАСС прошла пресс-конференция, посвящённая выходу фильма, а вечером состоялся показ премьеры для всей светской Москвы в кинотеатре «Октябрь». Специально к премьере у входа в «Октябрь» и внутри кинотеатра установили построенные для фильма макеты советских истребителей Як-1Б и немецких Messerschmitt. На пресс-конференции присутствовали: режиссёр Алексей Герман-младший, актеры Сергей Безруков, Елена Лядова, Анастасия Талызина, художник-постановщик и художник по костюмам Елена Окопная, продюсер Константин Эрнст.

Анастасия Талызина, совсем юная девушка, между прочим, внучка народной артистки Валентины Талызиной. И на экране у неё роман с народным артистом, с самим Сергеем Безруковым. Вернее с его героем — подполковником Алексеем Астафьевым. Посмотрев вечером фильм на премьере, хочу сразу отметить прекрасную игру актрисы (династия в третьем поколении). Роль у неё была непростая. На вид она хрупкий ангел, а по сюжету девушка окажется очень сильной и мужественной. Если вначале ей, испуганной девочке, было сложно бомбить вражеские мессершмитты, потому что она не могла стрелять в живого человека, то вскоре она становится асом. И это при том, что неопытным девушкам надо было сражаться с лучшими летчиками Германии, у которых множество часов налёта и самолеты мощнее и лучше наших.

«Тем не менее они сбивали и побеждали, при этом были огромные перегрузки, у них не всегда хорошо работали рации и так далее. Я думаю, что огромное количество мужчин не смогло бы пережить и 5% того, что они пережили», — сказал режиссер Алексей Герман-младший журналистам в ТАСС. Во время съёмок Настя просидела 10 часов зимой в траншее в холодной воде, потом бежала в атаку и чуть не попала под танк. Генеральный продюсер «Воздуха», генеральный директор Первого канала Константин Эрнст назвал картину лучшим фильмом Германа-младшего. Именно Эрнст предложил Талызину на главную женскую роль. Перед этим было отсмотрено очень много актрис. Поиск актеров для фильма занял почти год. Абсолютно никаких сомнений не было в выборе актера на главную мужскую роль. Константин Эрнст в ТАСС назвал Сергея Безрукова гениальным русским актером, чем вызвал смущение артиста.

Безруков рассказал о том, какие экстремальные нагрузки приходилось испытывать артистам во время съёмок. Дублей делалось много, чтобы добиться реальности. На одну сцену — по 25 дублей. И каждый раз от начала до конца. «Слов «подхватим на монтаже» в арсенале Алексея нет, каждый дубль ты делаешь с самого начала»,- рассказал о съёмочном процессе Безруков.- «Из-под шлема пилота с нас все текло…». Но зато на экране получается абсолютная правдивость происходящего.

Фильм снимался долго. Алексей Герман- мл. вместе с соавтором сценария Еленой Киселевой приступили к тексту в августе 2017 года, а съемки заняли более трех лет. Начат он был до пандемии- весной 2020 года. Потом — долгое ожидание возобновления рабочего процесса. Огромную съемочную группу в 300 человек пришлось распустить.

Всё давалось непросто. Вначале было запланировано, что настоящие летающие самолеты Як-1Б привезут из Чехии, но из-за пандемии и закрытых границ это не получилось. В павильоне «Главкино» сделали очень реалистичные макеты истребителей. Придумывали новые технологии именно для того, чтобы добиться реалистичности воздушного боя. Чтобы обеспечить движение моделей самолетов, были созданы три модели гиблов с различными траекториями движения. Они уникальные для мировой практики.

«Это гимбл, который поднимается на высоту 4-этажного дома. Помимо того, что это высота, ты просто так оттуда не выберешься. Это реальное ощущение, что ты сидишь внутри самолета, реальное ощущение турбулентности. Я понимал, что девчонкам плохо. У меня основная мысль была, как они там. Про себя я в этот момент не думал. Тяжело было, но я не признавался», — рассказал журналистам в ТАСС Сергей Безруков.

Даже для массовых сцен отсмотрели 1.5-2 тысячи артистов. Как отметил режиссёр, глаза, лица, энергия тех довоенных людей была другая, чем у современных. Режиссеру хотелось «попасть в лица времени». Не менее скрупулёзным был подход к созданию костюмов героев. «Гимнастерки и комбинезоны абсолютно идентичны тем, что носили солдаты во время ВОВ», — поделилась подробностями творческого процесса художник по костюмам Елена Окопная. Было много консультантов на картине и даже самолеты доводили до визуальной идентичности вплоть до царапин. Значительная часть съемок проходила на натуре в Санкт-Петербурге, а также в Ленинградской, Саратовской и Новгородской областях, а также в Карелии.

Мировая премьера «Воздуха» состоялась раньше московской. Осенью 2023 года на Международном кинофестивале в Токио фильм вошел в основной конкурс. Смотр в Токио один из престижных, наряду с Каннским и Берлинским. Московская светская премьера была очень звёздной по числу гостей. Министр культуры России Ольга Любимова, председатель совета директоров киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева, генеральный продюсер продюсерского центра Киностудии имени М. Горького Лика Бланк, генеральный директор Института развития интернета Алексей Гореславский, художественный руководитель Московского художественного театра имени А. П. Чехова Константин Хабенский, писатель Александр Цыпкин, генеральный директор киностудии «Военфильм» Игорь Угольников, телеведущая Ксения Собчак, продюсер Александр Акопов, Владимир Вдовиченков с Еленой Лядовой и ещё много, много других актеров и медийных лиц.

Скажу честно, я обрыдалась на фильме. Примеряя всё, что пришлось пройти героям фильма, на себя, когда каждый день смерти и такие суровые условия существования, я не могла отделаться от мысли: «А мы , современные люди и молодёжь, мы готовы к такому? Способны ли мы на такой патриотизм и любовь к Родине?» Ведь многие, пришедшие на фронт, даже не целовались ни разу. Об этом спрашивает в фильме героиня Аглаи Тарасовой, смущая девушек вопросом.

А ещё я вспомнила рассказы мамы, ребёнка войны. Она первый раз в жизни яйцо попробовала в 15 лет. И всегда ее любимой едой были не конфеты, а вареные яйца. Такие фильмы о войне, от которых наворачиваются слёзы, нужны нам, чтобы оставаться людьми и чтобы помнить, что есть вещи поважнее, чем наличие в руках 15-го айфона или руля Мерседеса.

Ирина Аренкова специально для Musecube
Фотографии Нины Железновой с пресс-конференции в ТАСС, посвященной выходу на киноэкраны 18 января 2024 года военной драмы «Воздух», можно посмотреть здесь

Добавить комментарий