«Барби» vs. «Оппи»: рецензия на «Барбигеймер» | статьи на kinoreef

Использовано фото из открытого источника

Как вышло, что эти фильмы взорвали мир?

Июль 2023 года вошел в историю мемами про «Барбигеймер» – одновременную премьеру двух, казалось бы, совершенно разных фильмов от разных по духу режиссеров: «Барби» инди-режиссерки Гретты Гервиг и «Оппенгеймера» великого фокусника Кристофера Нолана.

Пока недружественный нам «Х» (экс-«Твиттер») пестрил картинками Барби (Марго Робби) и отца атомной бомбы (Килиан Мерфи), объединенных воедино алгоритмами нейросетей и фантазией пользователей, российские кинозрители кусали локти в ожидании проката. По понятным причинам состоялся он с большой задержкой от остального мира, даже дружественного нам Китая и добрососедского Казахстана. WB и Universal также были против демонстрации их продукции на российских экранах. Но – хвала параллельному импорту – и на наших экранах случился праздник. Правда, только лишь в сентябре.

В августе прокат «Барбигеймера» в российских кинотеатрах попытался остановить Минкульт, сославшись на то, что эти картины не отвечают задачам «по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей». Кинотеатры проигнорировали требования чиновников, опираясь на свое понимание ценностей в рублевом эквиваленте, и кто как, но все же дали возможность зрителям увидеть оба хита. В Москве, например, изменили названия фильмов в прокате: «Барби» переименовали в «Быстрые свидания», «Оппенгеймера» – в «Дубак». В Петербурге от такого ренейминга отказались, но подошли к вопросу с юридической стороны: прокат осуществляется от лица сторонних компаний, а кинотеатры просто предоставляют залы в аренду (интересно, сработало бы такое с порно?).

С таким роскошным промо рейтинг зрительских ожиданий от обоих фильмов возрос до небес. И, надо сказать, оправдал их почти на все 100%. Почти, потому что у любого шедевра можно найти недостатки. И потому что и «Барби» и «Оппи» – это очень американское кино (насчет ценностей Минкульт все же оказался прав).

Итак, «Барби». «Кинопоиск» уже напророчил ей звание главного фильма года. Есть за что, от потрясающей работы художников-постановщиков и операторов до не менее потрясающей игры Марго Робби и Райана Гослинга. Последний тут же стал крашем всех девушек в мире, старше 12 лет. Но, главное, повестка. Хотя довольно глупо сводить фильм такого многопланового режиссера, как Грета Гервиг, только лишь к феминизму, однако и отрицать, что в Барбиленде всем правят женщины значит игнорировать очевидное. Фильм действительно о женщинах, но не только о них и не только для них. «Барби» смотрят и мужчины, причем с большим удовольствием.

За последнее отвечает, естественно, прекрасная в макияже и без Марго Робби. Ей в мире Барбиленда достается роль той самой стереотипной Барби, которую мы всем помним с детства: длинноногая блондинка с блистательной улыбкой и совершенной фигурой. Правда, нет вагины, но кого это волнует? Она же Барби.

Не менее стереотипным выглядит и красавчик Кен: от идеального пресса до восторженно-преклоненного отношения к Барби. У него тоже кое-чего не хватает по части репродуктивной системы, но, опять же, для Барбиленда это норма.

Поначалу от этой слащаво-приторной парочки слегка подташнивает, как и от обилия розового цвета в кадре. Впрочем, недолго. Кукольная утопия начинает медленно разрушаться под воздействием реального мира, а Барби вдруг осознает, что жизнь живых женщин абсолютно не похожа на идеализированный Барбиленд и чертовски сложна. Там и целлюлит, и нервные срывы, и двойные социальные стандарты о роли женщины, которые невозможно воплотить в жизнь, и скрытая мизогиния вместо сестринства, а также та сама дискриминация по половому признаку. Ну потому что реальный мир – это все еще мужской мир, и женщина тут в лучшем случае гостья, в худшем раба или вещь, но никак не хозяйка.

Кен тоже понимает, что его роль в мире людей несколько иная, чем быть просто приложением к Барби. Он мужик! А быть мужиком чертовски круто! Тебя уважают, ты всем управляешь и всегда на коне. Буквально и фигурально. Добавить еще бутылочку холодного пивасика – и красота!

Тут впору вспомнить об «Оппенгеймере». Если Барбиленд – выдуманный матриархальный рай, то байопик Нолана – реальный патриархальный. Возможно, кто-то уже сделал видео, где, убегая из страны Барби, Кен попадает в гущу событий Манхэттенского проекта. Потому что вот он мир настоящих крутых мужчин. Не просто крутых, а очень крутых. Гениев науки. Повелителей мира. И разрушителей вселенной.

Трехчасовой шедевр Нолана с голубоглазым романтиком Киллианом Мерфи в главной роли тоже может претендовать на главный фильм года. Шансов у него на заветную статуэтку даже больше, чем у «Барби». Ибо это классическая драма, основанная на реальных событиях, которую уже сравнивают со «Списком Шиндлера». Академики такое любят. Такое любят и зрители, которым нравится эпичное кино. Нолан создал эпохалку в духе «Войны и мира». Но ему, в отличие от Толстого, не хватило проникновения в души героев. Нолан мастер визуализации и детализации, запутанного повествования и игр разума, столкновения в одной точке масштабных тем и карточных фокусов. А вот психологические трипы – не его конек. В этом плане Гервиг выигрывает. Она тонко чувствующий режиссер, которая умеет показывать движение души своих персонажей. У Нолана за эту часть полностью отвечают актеры. Хотя с таким звездным кастом как Киллиан Мерфи, Мэтт Деймон, Роберт Дауни младший, Кеннет Брана, Рами Малек и др. эта задача решается сама собой. Женщинам в мире «Оппенгеймера» уделено их скромное место любовниц, жен, матерей и помощниц. Впрочем, как и во всех фильмах Нолана, где главные герои всегда мужчины.

Размах проблем в «Оппенгеймере» поистине вселенского масштаба. Если Гервиг препарирует микровселенную, то Нолан берется за настоящий космос и атомную энергию. У Барби выбор между жизнью и смертью личности, у Оппи – между жизнью и смертью всего человечества. Да, и то и другое – вселенные, но размеры, как ни крути, влияют на восприятие.

У реальных людей с репродуктивными функциями тоже все по-настоящему. Нолан, до этого обходившийся без детализации романтических линий в своих фильмах, на этот раз осмелел и позволил себе показать на экране обнаженку аж три раза за три часа. Впрочем, все по делу и без излишнего смакования.

На первый взгляд такие разножанровые картины объединяются в философских вопросах об ответственности, праве выбора и последствиях этого выбора. О противостоянии мужского и женского. О войне личности с обществом, а в теме войны – о том, чего стоит война и к чему она в итоге приводит. Размышлять после просмотра будет о чем и в случае с «Барби» и в случае с «Оппенгеймером». Эмоциональный отклик гарантирован от восторга до ненависти. Финал в обоих фильмах тоже неоднозначный. Хоть в «Барби», согласно комедийному жанру, завершается хэппи-эндом, счастливым его можно считать лишь наполовину. Ну а драматический финал «Оппи» оставляет легкое послевкусие злорадства от того, что бумеранг кармы все-таки имеет свойство возвращаться. Пусть и не ко всем.

Что до чуждых ценностей, то, помимо феминистических рассуждений и демонстрации радостей капиталистического общества потребления в «Барби», в «Оппенгеймере», конечно же, есть русофобия (куда без нее в 40-е и 50-е годы ХХ века) и очевидно циничное отношение американской политики к другим нациям и собственным малым народам. Однако внимательный зритель поймет, что многое из этого подано с иронией и даже самоосуждением. Невнимательный будет агульно хейтить, пополняя копилку патриотических штампов в соцсетях. Suum cuique. Стоят ли эти расхождения в мнениях того, чтобы уничтожать друг друга в реальном мире – вот вопрос, о котором нужно бы подумать всем странам. Пока кто-то не нажал на тревожную кнопку.

Полина Жорова специально для Musecube

Добавить комментарий