Аркади Маилян — продюсер нового поколения. В течение многих лет существовал небезосновательный стереотип о том, что попасть в шоу-бизнес можно только по протекции продюсера, у них в руках были связи, выходы на каналы и радиостанции, деньги для продвижения и тот самый путь к славе. Но в последние годы ситуация изменилась кардинальным образом. Развитие медиа и технологий позволило артистам гораздо быстрее доносить до широких масс свой творческий продукт. Естественным путем преобразовалось и продюсирование. Профессия перестала быть уделом малого круга лиц, молодые люди приходят в сферу медиа под запрос изменившейся реальности. Мы поговорили с Аркади, продюсером нового поколения, о том, что сегодня представляет собой профессия и том, как же все-таки сейчас попадают в шоу-бизнес.
Musecube: Расскажи немного о себе: как ты попал в шоу-бизнес. Это дело случая или всегда хотел заниматься медиа?
Аркади Маилян: Эстрада манила меня с детства. С интересом наблюдал за выступлением артистов. В школьные годы сам много выступал на сцене: говорили, я неплохо пою. Но мне было интересно узнать, как этот процесс устроен изнутри.
Однажды меня пригласили посмотреть съемку клипа. Закулисье приоткрылось – и я уже не смог существовать без этого движа. Я стал помощником продюсера на YouTube — канале для бизнеса, потом появилась работа над контентом других каналов YouTube.
Musecube: Продюсерский центр: как возникла идея, долго ли вынашивал проект, как подбирал команду?
Аркади Маилян: В любом деле считаю нужным получить профессиональные знания. Поэтому закончил школу Арусяк Амарян, где учился продюсированию. С новыми знаниями попал на телеканал Music Box. Понеслись проекты. Как-то поймал себя на мысли: будь я генеральным продюсером, сделал бы по-другому, круче. Я анализировал результат работы, проблемы музыкантов, смотрел, как они маются в поисках то автора песен, то сценариста, то продюсера. Тогда и решил, что нужда единая структура, которая даст творческому человеку всё: от первой песни, до широкой узнаваемости. Мне хотелось создать что-то доступное и самое главное универсальное. В 2020 году я организовал продюсерский центр полного цикла «АМР».
Команду подбирал тщательно. Это профессионалы своего дела. У них горят глаза, они полны новых идей и желания творить. Для меня важно качество, поэтому со мной могут сработаться только ответственные. В этом году я планирую реализовать 11 проектов. Идеи уже есть.
Musecube: Ты больше стратег или исполнитель?
Аркади Маилян: Конечно же, я стратег. Хотя в продвижении один человек (даже если это сам артист) едва ли что-то может. Работает команда. Генпродюсер – это не начальник. Это ответственное лицо, которое говорит последнее слово, а не прячется за подчинённых. Делегировать – да, избегать ответственности – нет, это не про меня.
Musecube: Ты харизматичная личность. Не было желания самому стать медийным, а не находиться условно в тени?
Аркади Маилян: Одно другому не мешает. Кто знает, возможно, наступит день, когда на эстраде появится новая звезда (на меньшее я не согласен). Пока вижу себя в продюсировании. Я умею раскрывать людей, вселять в них уверенность, вижу таланты и понимаю, что им нужно. Поэтому я не в тени – я в центре. Это всё равно что находиться внутри воронки. Только не разрушительной, а созидательной.
Musecube: Шоу-бизнес сейчас сильно меняется, между зрителем и артистом сильно сокращается путь: выложил песню в TikTok и стал звездой. В этой связи, как думаешь, какова актуальность продюсера как единицы бизнеса в будущем?
Аркади Маилян: Хороший вопрос. Действительно, я всё чаще встречаю артистов, которые считают, что могут сами себе быть продюсерами. Бывает, кому-то и правда везет: выложил песню – и поперло. Но сколько человек выкладывает песни и скольких из них широко известны? Единицы. Потому что выстрелить одной песней – не значит, стать артистом. Звездой – да. Но тогда надо быть готовым к тому, что ты так же, как звезда, блеснешь и погаснешь. Да, появились новые пути продвижения. Они, возможно, быстрее срабатывают, имеют быстрый отклик. Но выложить песню и поддерживать интерес к артисту – не одно и то же. По-прежнему существуют алгоритмы, которые надо знать, понимать и уметь применить. Артист, конечно, может и сам вникнуть во всю эту историю, но, как показывает практика, это значительно снижает творческий потенциал. Артисту нужно творить, повышать насмотренность и наслушенность, а не изучать математические расчеты продвижения.
Musecube: Математические расчеты, это интересно. Получается продюсирование – точная наука? Можно вывести формулу успеха или талант, например, важнее?
Аркади Маилян: Формула успеха и алгоритмы продвижения – это не синонимы. Алгоритмы помогают повысить твою узнаваемость, здесь нет творчества. А вот зайдёт ли твой продукт – это уже зависит не только от алгоритмов.
А успех это что такое? Даже в словаре «успех» – это достижение поставленной цели и деревня в Башкортостане. Успех у всех разный, потому что разные цели. Если стоит задача через полгода получить мировую известность, то, скорее всего, это безуспешный прожект. А если создать качественный продукт и запланировать войти с ним в десятку хит-парадов на Apple music, то это вполне реальная задача. Этот путь, безусловно, будет трудным, ухабистым, травматичным, но, скорее всего, успешным.
Успех – это талант и львиная доля труда. Создать формулу успеха – это как сложить кубик Рубика: собрать его получится у каждого. Разница в том, что кто-то сделает это быстро, другим понадобятся годы кропотливого труда, а кому-то через время осточертеет это занятие и он его бросит. И скорость достижения результата полностью зависит от профессионализма команды.
Musecube: Как думаешь, можно ли из коммерческого проекта сделать долгожителя? Чтобы он был на слуху многие годы и был интересен?
Аркади Маилян: Думаю, да. Например, «Фабрика звезд» – чисто коммерческий проект. Однако талантливые ребята известны и сегодня. Ты же знаешь Полину Гагарину, Ирину Дубцову. Самое главное привлечь зрителя и раз от раза показывать качественный контент, который заходит аудитории. Вы можете не вспомнить ни одно популярного в прошлом году исполнителя, но вы до сих пор готовы слушать The Beatles.
Musecube: Продюсер – довольно широкая профессия: у телевизионного и музыкального есть свои нюансы. Что тебе ближе, доставляет больший интерес и кайф?
Аркади Маилян: На самом деле, каждая профессия по-своему интересна. Я испытываю удовольствие, когда занимаюсь и тем, и другим. Каждый раз я получаю новый опыт, сталкиваясь со сложными задачами. Не могу выбрать, так как считаю, что они дополняют друг друга. И я кайфую от каждого нового проекта.
Musecube: Какой артист производит на тебя большое впечатление? В продюсерской сфере есть свои ориентиры или, может, кумиры?
Аркади Маилян: Мне нравится творчество Майкла Джексона и Джастина Бибера. Их карьера отличный пример синергии труда и таланта. Из продюсеров – Скутер Браун. Мне импонирует не только его музыкальное чутье, но и жизненные принципы. Он занимается благотворительностью. Мне близка эта тема. Я сам много раз организовывал и был инициатором проведения благотворительных акций.
Из кинопродюсеров уважаю Джеймса Кэмерона, создателя «Терминатора», «Титаника» и «Аватара». Это тоже пример того, как коммерческие проекты становятся некой культурной ценностью, философией своего времени. Только качественный контент, который несет мысль, эмоцию, способен стать частью истории поколения, остаться в памяти. Поэтому, когда ко мне обращаются артисты за помощью в продвижении, я всегда спрашиваю: «Для чего вы работаете? Какая ваша миссия?» Если артист знает ответ на этот вопрос, значит, мы сработаемся.
С Аркади Маиляном беседовала Яна Квятковская специально для Musecube
Фото из личного архива Аркади Маиляна