Любовь, железо и “Восстание машин”: Владимир Томшин — о новом альбоме “Томшин Бэнд” | статьи на kinoreef

Российско-канадский коллектив “Томшин Бэнд” корнями одновременно из свердловского рок-клуба и свободного американского континента продолжает линию “научных фантастов”. Они выпустили не только хард-рок, но и сай-фай альбом “Восстание машин”. “Восстание машин сегодня началось” — в этой строке считывается пророчество. Кто же победит в борьбе: холодный искусственный интеллект или же человек, способный думать и чувствовать?
О том, каковы критерии, границы и эффекты прогресса, может ли все человечество развиваться одномоментно и что заставило обратиться к этой острой и философской теме, нам рассказал фронтмен коллектива “Томшин Бэнд” Владимир Томшин в эксклюзивном интервью.

— В альбоме и одноименном сингле “Восстание машин” затрагивается тема того, что человек может стать рабом технологий. А когда и как вы впервые задумались об этом?
— Если честно, то когда наблюдал людей со входящими в моду смартфонами. Сначала это было забавно. Но потом я осознал, что мы все без исключения зависим от количества и разнообразия производимых нами же машин. Люди со смартфонами — лишь наглядный пример.

— Вы долгое время жили в США и Канаде — очень высокотехнологичных странах. Часто ли там говорят об обратной стороне прогресса?
— Они не просто говорят, а пишут книги и снимают фильмы, причём давно. Фантазии писателей и кинематографистов часто становятся пророческими. Порой складывается ощущение, что учёные, вдохновившись их идеями, слепо следуют за ними. Они подобны потерявшимся путникам, которые бредут за волшебным клубком в кромешной чаще науки. Удивительнее всего, что волшебный клубок работает.

— А как вы думаете, есть ли в России ответственность в обращении с технологиями?
— Россия — часть большого мира, поэтому, конечно, ответственность лежит на всех. Перед всем человечеством — за созданные технологии.

— Сможем ли мы, по-вашему, когда-нибудь стать прогрессивной страной, и что для этого нужно?
— Для начала, нужно определить, что такое прогрессивная страна, какие ее критерии и мерила. Я считаю Россию вполне прогрессивной страной. Чтобы стать более “продвинутой”, нужно тесное сотрудничество с ещё более технически развитыми партнерами, вне зависимости от континента. Ну и естественно, строгая дисциплина в управленческих кругах, как, например, в Китае.

— Вы верите в прогресс человечества?
— Если считать прогрессом переход от спички к ядерному реактору, от магических заклинаний к микрохирургии, от самоката к реактивным двигателям, то безусловно, я не просто верю, я наблюдаю прогресс человечества. Другое дело, прогресс самого человека, как существа. Я не имею в виду прикладную науку. Я говорю о нравственных качествах людей. Стали ли мы лучше за века, человечнее? Вот тут у меня и возникают сомнения в прогрессе. Стагнация разума, обусловленная воздействием примитивных животных инстинктов, категорически отдаляет человечество от духовного прогресса. Есть индивидуумы, которые достигают просветления, но этого недостаточно.

— Вы инженер-химик, наложило ли Ваше образование и профессия отпечаток на содержание альбома?
— Если быть точным, моё высшее образование инженер-механик аппаратов химических производств. Как говорил великий М. В. Ломоносов, “математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Профессия не только наложила отпечаток на содержание этого альбома, но и привела мой ум в порядок. Она сильно помогла мне в жизни, за что огромное спасибо моим родителям.

— А у вас когда-нибудь был страх перед технологиями?
— Технологии имеют очень важное свойство — вызывать чувства. Иначе они никому не были бы нужны. Мы нажимаем на кнопку, и что-то начинает работать. Или не начинает. Если так, то для получения сатисфакции, мы добиваемся того, чтобы оно работало на нас. Если пороха и серы мало, то нужно добавить, потом поджечь, чтобы взорвалось… Да, у меня был страх перед технологиями.

— Многие фильмы-антиутопии рассказывают об угрозах технологического будущего. А какой из них Вам ближе всего?
— Два фильма на эту тему производят на меня впечатление при каждом просмотре. Это “Терминатор-2” и “Кин-дза-дза”. Как раз в фильме Георгия Данелии наиболее ярко раскрыта духовная катастрофа общества при наличии и использовании самых передовых технологий.

— Как сага о Терминаторе повлияла на Ваше творчество?
— Я бы хотел отметить именно “Терминатор-2”. Первый фильм не произвёл на меня сильного впечатления, последующие стали ремейками, высосанными из пальца. А во втором фильме франшизы сюжет, актёры, съёмки, сногсшибательная на тот момент графика и в целом сама идея не просто повлияли на моё творчество, а сформировали цельное мнение. Я воспринимал события так, будто они происходили на самом деле.

— Альбом “Восстание машин” концептуальный. Это история отношений мужчины и женщины, которая постепенно превращается в робота. Как возникла идея такого сюжета?
— На самом деле, сюжет появился благодаря романтично-любовным песням в альбоме. Только с ними сборник “Восстание машин” смог обрести свой неповторимый шарм. А так как в этой истории кто-то всё же должен был превратиться в робота, то я решил — пусть это будет женщина. Она более мобильна в адаптации к переменам, а мужчина будет ее любить и такой. Это же наша сущность.

— Считаете ли вы альбом злободневным в свете текущих событий?
— Из всего, что с нами происходит, мы должны, мы просто обязаны извлекать уроки. А главное, не забывать их. Нынешние события становятся для нас предостережением. И конечно, альбом “Восстание машин” будет злободневен не только сейчас, но и долгое время.

— Где и когда планируется презентация альбома?
— Презентация альбома планируется в “Ритм-Блюз Кафе” 21 апреля 2022 года. А за подробностями обращайтесь к нашему директору. (Елене Кирштейн — Прим. Ред.)

— Сейчас у вас идет масштабный тур по городам. Как вас принимают в разных регионах? Какие ближайшие гастрольные планы?
— Люди пока только узнают о нас, знакомятся с нашим творчеством. Но везде принимают хорошо, у нас же рок высшей пробы.
В ближайшее время мы планируем концерты в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке. А что будет дальше, опять же, уточняйте у нашего директора и в наших официальных сообществах в социальных сетях.

Татьяна Иванченко специально для Musecube
Фотографии Михаила Грушина

Добавить комментарий